ВАЗ и сам виноват в своей неконкурентоспособности

Максим Калашников
 
Получил письмо от изобретателя Дмитрия Чулкова из Севастополя. Он с гневом пишет, что ВАЗ проигрывает китайцам у себя дома из-за нежелания работать с инноваторами.
 
«В 1999 году я получил патент: «АМОРТИЗАТОР С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ УСИЛИЕМ РАСТЯЖЕНИЯ-СЖАТИЯ»…
 
Авторы:
Чулков Дмитрий Вячеславович (UA)
Новоселов Юрий Константинович (UA)
Харченко Александр Олегович (UA)
Чулков Александр Вячеславович (UA)
(73)
Патентообладатели:
Севастопольский государственный технический университет (UA)
(56)
 
…Объездил всех производителей автомобилей и автозапчастей России и Украины, а также информировал большинство зарубежных производителей аналогичной продукции и все доступные венчурные структуры. Результат - повсеместно отрицательный и патент перестал поддерживаться. Лет через 15 производитель автомобилей «Ситроен» решил отказаться от своей уникальной, но очень сложной и не очень надежной гидропневматической подвески, сохранив при этом для своих машин репутацию идеального сочетания управляемости и комфорта. Это было достигнуто в 2014 году благодаря внедрению совместной с японцами разработки - "система двойного демпфирования", которая является точной копией моего вышеуказанного патента. Поставив жирный вопрос на компетентности "экспертного сообщества" нашего и не только автопрома, я создал конструкцию амортизаторов значительно превосходящею вышеуказанную. Сейчас устанавливаю их как полноценный и даже функционально превосходящий заменитель самых дорогих на сегодня серийных амортизаторов, "Nivomat", по цене в 4 раза ниже оригинала с гарантией по ресурсу, сопоставимой с ведущими производителями подобных изделий. Однако история прошлых лет повторяется - интерес производителей нулевой, хотя тот же ВАЗ или «Москвич» не имеют в конструкции НИЧЕГО, ставящего их продукцию выше конкурентов, а единственный их "козырь" - низкая цена. Обращался я и функционерам ВОИР с просьбой помочь в продвижении кажущейся беспроигрышной разработки, а в ответ - тишина. Разработку не патентую, хочу продать как " Ноу - Хау "…»
 
***
 
Максим Калашников: очередная история, увы, русского таланта, дерзнувшего сделать нечто, чему не было аналогов в мире. И как в СССР такого замечать не хотели («а почему сего нет на Западе?»), так и в «рыночной» РФ не хотят. Преклонение перед всем иностранным и комплекс национальной неполноценности, как и во времена знаменитого письма академика Капицы Сталину 1946 года (о неверии советских начальников в способность отечественных творцов делать то, что превосходит иностранное), огромно. Оно никуда не делось. Помню, как шеф ВАЗа Каданников в 90-е не стал делать электомобиль с мотор-колесами Шкондина…
 
Потому во многом соглашусь с Д.Чулковым. Нам, безусловно, нужно защищать свой рынок от колонизации его Китаем. Нужны адекватная налоговая политика и дешевые долгие кредиты для промышленности. И такая же помощь от государства, какую получают китайские частные и государственные промышленники от своего государства. Или уравнивающие оную помощь таможенные ввозные пошлины – для уравнивания условий конкуренции. На том настаивают агромашиностроитель Константин Бабкин, производитель обуви Андрей Бережной.
 
Но необходимы еще два шага.
 
Первый: создание национального Агентства передовых разработок (АПР), способного проверять новации наших творцов, помогать им в изготовлении опытных образцов и их испытаниях. И если они успешны – то надо ЗАСТАВЛЯТЬ промышленность их использовать, с соответствующим вознаграждением изобретателям. Так мы заодно породим и новую, подлинную элиту, могильщиков для «элиты» сырьевиков, ростовщиков и чинуш. Получив мощную финансовую подпитку, частные инноваторы смогут и новые чудеса создать, принося русским процветание, новые рабочие места, новое качество экономики. Пусть и Чулков, и ему подобные станут богачами: они явно потратят свои миллионы не на убогие забавы нынешних сырьевых толстосумов. Изобретатель и конструктор могут лишь творить, это их страсть.
 
Такое АПР может работать по образцу фонда «Смельчак Один» (Brave One) на Украине, где он создавался для скорейшего развития беспилотных систем в войне с нами. Только в нашем случае – и для гражданских отраслей.
Как журналист с советским стажем (с 1987 г.) и как сын крупного журналиста, отлично помню, какой возмутительной проблемой было внедрение передовых инноваций в СССР даже во времена Сталина. Вы почитайте «Генератор чудес» Долгушина – книга как раз при Сталине написана. А дальше огосударствленная система «развитого социализма» становилась всё коснее и враждебнее передовым технологическим новшествам. Чего не произведём – потребитель все возьмёт, государство всё оплатит. И на фига что-то менять? План по валу лишь мешает выполнять. Советская пресса полна статей о том, как затирались наши инновации, как до использования их в отечественной индустрии доходило всего лишь несколько процентов. Зато потом они появлялись в Японии, например. И там, а не у нас, росли производительность труда и производительные силы, обрекая мой любимый СССР на поражение. Не помогла даже введенная Сталиным суровая личная ответственность начальства. Оно боялось рисковать при внедрении невиданных русских разработок – и копировало вчерашние западные технологии. Ибо за это точно под суд не пойдёшь.
 
На деле «развитой социализм» оказался дубовым и консервативным по части науки и техники, проиграв даже кризисным США. Пора сломать эту треклятую «традицию»!
 
Второй: государство должно стегать зажиревших монополистов типа ВАЗа, создавая им конкуренцию. Если брать автопром, то это – субсидии удачным «самодельшикам», создающим машины-сгустки инноваций, которые лучше продукции того же Тольятти или совершают прорыв в новые рыночные ниши. (Например, джип «Терраника», родстер «Крым»). Так, чтобы самодельщики выросли в новые автопромышленные компании. Причем поощряя кооперацию между ними (один делает трансмиссии, другой – корпуса, третий – коробки перемены передач), когда они совместно делают новый автомобиль-брэнд. Надо поощрять (налоговыми стимулами и субсидиями)создание в таких промкооперативах общих станочных парков, совместных конструкторских бюро и лабораторий.
 
Тут надо использовать опыт промкооператива «ИГ Фарбениндустри», созданного в начале ХХ века тремя крупнейшими компаниями химической индустрии в Германии. (Моя подробная статья об этом скоро выйдет в журнале «Изборского клуба»). Будь Максим Калашников во главе страны – действовал бы именно так. Занимаясь делом, а не херней типа олимпиад, футбола или сирийской авантюры. В конце концов, это ведь отличный способ тесно интегрировать с собой Белую Русь и дать новую жизнь так побитым регионам Новороссии, что вошли в состав РФ. Будущее должно принадлежать волевым и умным! Смерть – сырьевой отсталости и комплексу национальной неполноценности! С национально-футуристическим приветом – Максим Калашников.