Электрическая еда — новая научно-фантастическая диета, которая может спасти нашу планету

Выращивание продуктов питания без растений и животных звучит как научная фантастика. Но это может остановить разрушение окружающей среды

Это не о «них», это о нас. Ужасающие темпы биологического уничтожения, о которых сообщалось на этой неделе — 60% позвоночных животных на Земле вымерли с 1970 года — вызваны в первую очередь пищевой промышленностью. 

Сельское хозяйство и рыболовство являются основными причинами разрушения как морских, так и наземных экосистем. Мясо, которое богатые потребляют в больших количествах, чем бедные, является самой серьёзной причиной из всех. Мы можем в ужасе качать головами при виде вырубки лесов, осушения водно-болотных угодий, истребления хищников и акул и черепах рыболовецкими флотилиями, но это делается по нашему приказу.

Как показывает недавний отчет The Guardian из Аргентины, огромные леса Гран-Чако находятся на грани уничтожения, поскольку их заменяют пустыни соевых бобов, почти все из которых используются для производства кормов для животных, особенно для Европы. 

С приходом Джейра Болсонару к власти в Бразилии вырубка лесов на Амазонке, вероятно, ускорится, во многом благодаря мясному лобби, которое помогло ему прийти к власти. Огромные леса Индонезии, такие как леса Западного Папуа, вырубаются и сжигаются ради выращивания масличной пальмы с ужасающей скоростью.

Согласно отчёту, с 1970 года человечество уничтожило 60% популяций животных

Самое важное, что мы можем сделать для окружающей среды, — это сократить площадь суши и моря, используемых для сельского хозяйства и рыболовства. Это означает, прежде всего, переход на растительную диету: исследование, опубликованное в журнале Science, показывает, что отказ от продуктов животного происхождения сократит потребность в сельскохозяйственных угодьях в мире на 76%. 

Это также даст нам шанс накормить весь мир. Мясо, выращенное на пастбищах, вопреки распространённому мнению, не является альтернативой: это удивительно расточительное использование огромных участков земли, которые в противном случае могли бы поддерживать дикую природу и экосистемы.

Те же действия необходимы для предотвращения климатической катастрофы. Поскольку правительства, уступая требованиям капитала, слишком долго медлили, практически невозможно представить, как мы можем остановить глобальное потепление более чем на 1,5°C, не удаляя углекислый газ из атмосферы. Единственный способ сделать это, который был продемонстрирован в больших масштабах, — позволить деревьям вернуться на вырубленные земли.

Но можем ли мы выйти за рамки даже растительной диеты? Можем ли мы выйти за рамки самого сельского хозяйства? Что, если вместо того, чтобы производить пищу из почвы, мы будем производить её из воздуха? Что, если вместо того, чтобы основывать своё питание на фотосинтезе, мы будем использовать электричество для запуска процесса, который в 10 раз эффективнее преобразует солнечный свет в пищу?

Это звучит как научная фантастика, но это уже приближается к коммерциализации. В течение последнего года группа финских исследователей производила еду без использования животных или растений. Их единственными ингредиентами были бактерии, окисляющие водород, электричество от солнечных батарей, небольшое количество воды, углекислый газ, получаемый из воздуха, азот и следовые количества минералов, таких как кальций, натрий, калий и цинк. 

В их продуктах от 50% до 60% белка, остальное — углеводы и жиры. Они основали компанию (Solar Foods), которая планирует открыть свой первый завод в 2021 году. На этой неделе она была выбрана Европейским космическим агентством в качестве инкубационного проекта.

Просмотр изображения в полноэкранном режиме

Они используют электричество от солнечных батарей для электролиза воды, в результате чего образуется водород, который питает бактерии, превращающие его обратно в воду. В отличие от других форм микробного белка (таких как Quorn), он не требует углеводного сырья — другими словами, не требует растений.

Возможно, вас ужасает эта перспектива. Конечно, в этом нет ничего прекрасного. Было бы трудно написать пасторальное стихотворение о бактериях, питающихся водородом. Но в этом и заключается часть проблемы. Мы позволили мифической эстетике затмить уродливые реалии промышленного сельского хозяйства. 

Образ фермера, который формируется в детстве, — примерно в половине книг для самых маленьких детей фигурирует розовощёкий фермер с одной коровой, одной лошадью, одной свиньёй и одной курицей, живущий в идиллической гармонии — не позволяет нам увидеть удивительную жестокость крупномасштабного животноводства. Кровь и грязь, нечистоты и загрязнения. 

Мы не осознаём, что для того, чтобы прокормить нас, приходится массово вырубать леса. Насекомо-апокалипсис, вызванный пестицидами; иссушение рек; потеря почвы; превращение великолепного разнообразия жизни на Земле в однородную серую пустыню.

Соединение, которое финские исследователи получили из воздуха, воды и электричества, скорее всего, будет использоваться в качестве основного ингредиента в продуктах быстрого приготовления. 

Но (хотя это выходит далеко за рамки текущих планов компании) есть ли какая-то причина, по которой с помощью модификации процесса нельзя было бы получать белки, необходимые для производства культивированного мяса, или масла, которые могли бы сделать пальмовые плантации ненужными? Есть ли какая-то причина, по которой оно не могло бы в конечном итоге заменить большую часть того, что мы едим?

По оценкам исследователей, для их заводов требуется в 20 000 раз меньше земли, чем для выращивания такого же количества продуктов питания из сои. Для выращивания всего белка, который сейчас потребляет мир, с помощью их технологии потребуется площадь меньше, чем штат Огайо. 

Лучше всего для этого подходят пустыни, где солнечной энергии больше всего. Когда электричество можно будет вырабатывать по цене 15 евро (13 фунтов стерлингов) за мегаватт-час (через несколько лет), их процесс станет конкурентоспособным по стоимости с самым дешёвым источником сои.

Можно ли использовать аналогичную технологию для производства целлюлозы и лигнина, чтобы в конечном итоге отказаться от коммерческого лесоводства? Есть ли какая-то объективная причина, по которой водородный путь не может производить столько же продуктов, сколько сегодня производит фотосинтез? Может ли это помочь изменить наши отношения с миром природы, сократив наш след в нём до минимума?

Есть множество вопросов, на которые нужно ответить, множество возможных препятствий и ограничений. Но подумайте о возможностях. Сельскохозяйственные угодья, которые в настоящее время занимают почти всю плодородную землю на Земле, можно было бы сократить до нескольких небольших участков неплодородной земли. Потенциал для восстановления экологии поразителен. Потенциал для обеспечения мира продовольствием — вопрос, который буквально не даёт мне спать по ночам, — не менее впечатляющий.

Ничто из этого не означает, что мы можем позволить себе расслабиться и ждать, пока нас спасёт зарождающаяся технология. Тем временем в качестве срочных промежуточных мер мы должны перейти на растительную диету и мобилизоваться против разрушения живой планеты. Вы можете начать с того, что присоединитесь к движению Extinction Rebellion, которое стартует сегодня.

Но если это сработает, то наряду с политической мобилизацией это может помочь изменить почти всё. Места, превратившиеся в сельскохозяйственные пустыни из-за деятельности гигантских корпораций, можно было бы засадить лесами, которые в огромных масштабах поглощали бы углекислый газ из воздуха. Экосистемы суши и моря могли бы восстановиться не только локально, но и на обширных территориях планеты. Вероятность новой эпохи глобального голода снижается.

Грубые и разрушительные технологии привели нас к этой катастрофе; усовершенствованные технологии могут помочь нам из неё выбраться. Борьба за спасение всех возможных видов и экосистем от нынешней волны разрушения того стоит. Однажды, возможно, при нашей жизни, они смогут заселить процветающий мир.

Джордж Монбиот — обозреватель Guardian