Ништадтский мир: История о том, как Петр I землицы прибалтийской у шведов прикупил
Россия победила в Северной войне и превратилась в другую страну. Это так нам официальная история говорит.
Нет, мы вообще-то согласны, что в честь победы над Швецией 2 ноября 1721 года правительствующий сенат провозгласил русского царя Петра I императором, а Российское царство, соответственно, стало именоваться Российской империей.

Но вот по поводу безоговорочной победы над врагом сенаторы явно поспешили с выводом. Мало кто догадывается, что Северная война, продолжавшаяся два десятилетия, не привела ни к победе одной стороны, ни к поражению другой.
Конфликт оказался затяжным и чрезвычайно утомительным для всех участников. Ситуация менялась неоднократно, военные действия распространялись на огромные пространства Северной и Восточной Европы. В разные периоды в противостоянии участвовали не только Швеция и Россия, но и Дания, Пруссия, германские государства, Польша, Нидерланды, Великобритания и Османская империя. Некоторое время Россия практически оставалась лицом к лицу лишь со Швецией, и до Полтавы правомерней было бы именовать эту войну именно русско-шведской.
10 сентября 1721 года был заключен Ништадтский мирный договор, согласно которому к Российскому царству отходили обширные территории Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии (Старофинская земля), крепость Выборг и северо-восточное побережье озера Ладога.
Что самое интересно, ещё до битвы под Полтавой российский государь обращался к Карлу XII с предложением мира на весьма умеренных основаниях. Петр I настаивал лишь на признании за Россией территорий Ингрии (Ижорской земли), где располагались Санкт-Петербург и Нарва, обещая взамен выплатить Швеции компенсацию. И мирно разойтись. Швеция отказалась, а после Полтавы требования России только возрастали.

К 1718 году продолжительная Северная война зашла в тупик. Обе стороны осознавали, что затяжная борьба разоряет их окончательно. Швеция находилась практически в положении побеждённой стороны и даже не мечтала вернуть утраченные территории силой оружия. В свою очередь, русская армия также истощила силы и не имела возможности продолжать наступление. Единственный разумный выход — заключить мирное соглашение, чтобы прекратить тяжёлое положение обеих сторон.
Но шведы вовсе не собирались легко уступать свои территории русским, да и последние вовсе не горели желанием покидать завоеванные земли. Ведь ради этого велись долгие годы войны. В результате переговоров между представителями Петра I и Карла XII возникла идея совместного похода против Польши либо немецких княжеств с целью захвата новых территорий, которые потом были бы переданы Швеции взамен утраченных владений. Именно такой подход казался обеим сторонам справедливой платой за потери.
Но, как всегда, встряли англичане. Они были против заключения мира между Россией и Швецией, поскольку стремились оставить Россию отрезанной от моря. К этому добавлялись личные интересы короля Англии — ганноверского принца. В связи с этим Англия начала предлагать Швеции финансовую помощь и военную поддержку флота.

Карл XII остался равнодушен к таким предложениям, а барон Гёрц, фактический правитель Швеции при Карле XII, открыто высказывался за мирное соглашение с Россией.
Видимо, англичане скоро решили проблему радикальным способом: 30 ноября 1718 года при странных обстоятельствах во время осады норвежской крепости Фредрикстен погиб шведский король Карл XII. Официальная версия гласила, что он стал жертвой случайной пули, однако есть основания полагать, что убийство было результатом заговора. Сразу после смерти короля Гёрца арестовали, обвинили в государственной измене и казнили.
Так как у Карла не осталось законных наследников, трон перешла к его сестре Ульрике Элеоноре, жена которой, Фредрик Гессен-Кассельская, поддерживала политику, выгодную Великобритании. Вследствие этого шведские войска покинули Норвегию, а дальнейшие переговоры затянулись надолго.
Английская помощь шведам так и не пришла. В следующем году Швеции был предоставлен заключительный шанс одуматься — российский флот во главе с адмиралом Апраксиным совершил высадку десанта неподалеку от Стокгольма. Русская армия решила не растрачивать ресурсы на длительные осады замков и укреплений, а быстрым наступлением разорила окрестности шведской столицы.
Шведы запомнили тот урок надолго: вплоть до наших дней в стране вспоминают, как лихие русские казаки скакали вдоль окраин Стокгольма. Лондон после такого убедительного примера осознал тщетность надежд на ослабление России. Британский флот предпочёл избегать открытого конфликта с русской армией, а потому англичане начали активно склонять шведских союзников к скорейшему заключению мира.

Интересно отметить, что Петр фактически приобрел Прибалтику — за передачу Лифляндии Российская империя заплатила шведскому королевству два миллиона талеров, весьма крупную сумму по меркам той эпохи, примерно равную одной трети российского госбюджета и годовому бюджету самой Швеции.
Почему же Пётр I решился на такой шаг? На тот момент, когда многолетняя война опустошила государственную казну, вряд ли были излишки, позволявшие тратить средства направо и налево.
Считается, что это было тонкое и продуманное дипломатическое решение. Проблема состояла в следующем: Польша упорно считала Ливонию (Лифляндию) частью своих владений. Эти территории отошли к Швеции лишь в 1629 году, а до этого они входили в Речь Посполитую. По предварительным договоренностям, предшествовавшим началу войны, ожидалось, что после разгрома Швеции Россия должна была уступить Польше эту территорию.
Перестав воевать против Швеции в 1706 году, польский король Август II нарушил таким образом условия союза с Петром I, который воспринял этот поступок как предательство и отказался далее соблюдать какие бы то ни было обязательства перед Польшей.
Заключив сделку со шведами о приобретении Лифляндии, царь окончательно присоединил эту территорию к Российской империи. Шведы же, со своей стороны, пообещали навсегда отказаться от любых притязаний на Прибалтику.
Иначе говоря, Россия как бы и не захватывала силой территории Прибалтики, а приобрела их законным путём — точно так же, как Соединённые Штаты купили Аляску. Кто-нибудь сегодня говорит, что американцы оккупировали Аляску?
Согласно подписанному соглашению, российская сторона исполнила взятые на себя договорные обязательства и выплатила оговорённую сумму четырьмя траншами вплоть до октября 1724-го года включительно.
Возникает весьма любопытный вопрос. В случае покупки этих территорий Россией остается лишь проследить преемственность прав от Российской империи до сегодняшней Российской Федерации. И если такая преемственность возможна...
Комментарии