«Не надо бояться»: Экс-президент Литвы заявила, что ядерное оружие РФ уже никого не пугает


Экс-президент Литвы решила, что ядерное оружие России «уже никого не напугает».

«Не надо бояться и не надо обращать внимания. Это устаревший инструмент, чего бояться?.. Никакой зонтик не поможет, потому что сейчас совсем другое оружие, совсем другой характер войны. Ядерное оружие уже никого не напугает», — заявила «отважная» Даля Грибаускайте.

Захарова прокомментировала слова экс-президента Литвы Дали Грибаускайте.

«Пусть звонит в Елисейский дворец — там могут составить ей достойную компанию на тему ядерных зонтиков», — заявила представитель МИД.


Комментарий: Анатолий Несмиян

Заявление Грибаускайте представитель российского МИДа в привычной манере сопроводила саркастическим и совершенно бессодержательным комментарием.
 
 В реальности вопрос крайне неоднозначный.
 
 Само по себе ядерное оружие можно разделить на две части - инструмент сдерживания (он же инструмент страха) и оружие поля боя.
 
 Стратегическое ядерное оружие - это не оружие в привычном понимании, а именно инструмент сдерживания, так как применить его можно один раз. Он же последний. Причем даже теоретически сложно представить, что его применят «в одни ворота» - механизм его применения предполагает взаимный обмен подобными ударами, так что разрушения в крупнейших странах после его применения будут носить фатальный характер. Плюс неизвестные последствия применения, так как теория «ядерной зимы» - это лишь одна из возможных моделей, и даже она очень сильно зависит от множества факторов, которые создадут самые разные сценарии последствий. Обсуждать этот сюжет попросту бессмысленно, так как он выглядит крайне умозрительным.
 
 Ядерное оружие поля боя - оно же тактическое (либо оперативно-тактическое) - его применение тоже выглядит не слишком очевидным. Для него требуется наличие ряда условий, без которых такое применение лишается практического смысла. Учения СССР на Тоцком полигоне и аналогичные учения США в Неваде показали, что такое оружие может применяться исключительно в наступательной операции, как инструмент подавления глубокой обороны противника. С обязательным и немедленным вводом в этот прорыв масс техники и личного состава для развития успеха. Остальные сценарии применения тактического оружия тоже прямо связаны с наступательной стратегией с решительными целями. Иначе говоря, ни о каком локальном применении речи быть не может. Хотя оно носит название тактического, его применение должно сочетаться с применением всех остальных видов и классов оружия и вооружений.
 
 Просто так угрожать, что «мы взорвем один-два заряда в качестве обоснования своей решимости» - чушь в чистом виде. Равно как и предложение Симоньян «а давайте взорвем атомную бомбу над Сибирью, чтобы супостат нас испугался». И в этом плане слова Грибаускайте имеют определенный резон, так как сегодняшние войны, действительно, ведутся совершенно иначе, чем это было в середине прошлого века, и под сценарии которых и создавалось ядерное оружия поля боя.
 
 Поэтому вот так вот оттопырить губу и сказать, что тетенька несет чепуху - это очень непрофессионально. Здесь стоит все-таки разговаривать содержательно, так как речь-то идет о серьезных вещах, и стиль «Камеди-Клаб» от российского МИДа выглядит явно неуместным.