Незаметные защитники: Как психологи поддерживают военных и гражданских в сложных ситуациях

На модерации Отложенный

Психологи обсудили трудности, которые испытывают военные после возвращения из зон конфликтов. Приспособление к мирному быту требует значительных усилий и всесторонней поддержки специалистов.

Многим военнослужащим сложно восстановить прежний ритм жизни после участия в боевых действиях. Это касается и мирных жителей, которые пережили военные события или утратили близких. Руководитель психологической службы СОЖ в Екатеринбурге, доцент УрФУ Елена Хлыстова раскрыла детали помощи, оказываемой участникам спецопераций и их семьям.

Как часто возвращающимся из зоны конфликта требуется психологическая поддержка?

«Точные данные отсутствуют, но опыт прошлых конфликтов показывает, что около 40% возвращающихся сталкиваются с ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Тем не менее, изменения в психическом состоянии проявляются у всех без исключения. Приспособление к условиям войны происходит быстро — это природный механизм. Отключаются функции, важные для социальной адаптации: способность к сопереживанию и радости.

Обычно такие изменения обратимы, и восстановление может произойти без вмешательства специалистов. Однако многое зависит от личных ресурсов человека: навыков преодоления стресса, опыта выхода из подобных состояний, а также наличия поддержки со стороны близких, которые могут правильно реагировать на агрессию и временную утрату чувствительности.

Сами военнослужащие отмечают, что чем быстрее они возвращаются к повседневным делам, тем быстрее проходит восстановление. Однако иногда могут закрепиться личностные изменения, называемые дисгармоничными. Они не всегда очевидны, но психологическая работа может помочь даже в таких случаях».

Как долго может продолжаться полное восстановление психического состояния военного? Какие факторы влияют на этот процесс?

«Продолжительность восстановления варьируется от полугода до нескольких лет. Важнейшими факторами являются отношение человека к своим трудностям и его готовность взять на себя ответственность за своё состояние. Речь идёт не о вине, а об ответственности за своё здоровье. Острые состояния обычно купируются за один-два месяца, после чего необходима длительная поддержка специалистов в зависимости от психических ресурсов человека».

Зависит ли устойчивость военнослужащего в бою от его возраста и уровня образования?

«Скорее нет, чем да. Личностная зрелость и опыт оказывают большее влияние. Статистика здесь не применима, всё зависит от индивидуальных особенностей. Образование может вызывать излишнюю рефлексию, а возраст даёт жизненный опыт, который важен для преодоления сложных ситуаций».

Многие военные говорят, что в бою они спокойны и сосредоточены, но после возвращения испытывают панические атаки. Насколько это нормально и как с этим справляться?

Да, подобное состояние может быть следствием задержанной реакции, поскольку в момент сражения все силы направлены на выживание и выполнение задания.

Зачастую, вернувшись на базу, человек начинает испытывать тяжёлые эмоции. Однако, как отмечают наши военнослужащие, чем чаще случаются такие эпизоды, тем сильнее "замыкается" психика. По словам самих солдат, происходит своего рода онемение психического состояния. С одной стороны, это помогает избежать глубокого стресса и тяжёлых эмоций. Стресс остаётся, присутствует тремор и готовность к действию. Позднее психологи помогают справляться с признаками ПТСР. Яркие чувства притупляются, всё словно сглаживается.

Существуют ли специальные практики, которые стоит выполнять перед боем для сохранения спокойствия и сосредоточенности?

Очевидно, что у бойцов нет ни времени, ни сил для глубокой психологической работы. Многие из них, как это ни странно, находили утешение в молитве и обращении к Высшему. В молитвах часто заложен глубокий психологический смысл. Воин доверяет свою судьбу высшей силе. Например, когда на глазах гибнут товарищи, человек может считать, что действовал неправильно и мог бы спасти их. Эта "умственная жвачка" связана с желанием контролировать себя. Избыточная ответственность и контроль во время молитвы перед боем передаются Богу.

Некоторые считают полезным перед боем помедитировать, глядя на пламя свечи, чтобы восстановить психическое равновесие. Важно помнить о поддержке товарищей и наличии оружия. Делай, что должен, и будь, что будет.

Сохранять полное спокойствие в бою — не всегда уместно. Такое состояние характерно для тех, кто долго воюет и для кого это стало профессией. Это скорее собранность без излишней паники. Лёгкий стресс помогает поддерживать тонус, концентрацию и контроль.

Какая психологическая поддержка нужна семьям военных в зоне СВО? Какие методы помогают уменьшить тревожность и сохранить связь при долгой разлуке?

Ожидание само по себе является стрессом, а ожидание близких в условиях постоянной опасности — особенно. Существуют различия в переживаниях семей мобилизованных и кадровых военных. Последние более подготовлены и имеют стратегии ожидания. У семей мобилизованных такие стратегии зачастую отсутствуют, что вызывает растерянность. Однако они обычно живут в родных местах, где есть поддержка близких и друзей, что является важным ресурсом для преодоления трудностей.

В этой области много направлений психологической помощи. Первое — организация жизни без человека, который решал многие повседневные вопросы. Преодоление беспомощности и адаптация — ключевые задачи для социальных служб.

Второе направление — управление эмоциональным состоянием. Важно находить баланс между сдерживанием и выражением эмоций, чтобы они не вылились в психосоматические симптомы. Эффективным методом здесь является групповая поддержка. Чувство единства с другими, кто тоже переживает ожидание и бытовые трудности, может быть незаменимым, даже для опытного психолога.

Психологи напоминают жёнам военных о важности заботы о себе, как будто они затерялись в лесу на неопределённое время.