Эту дорогу строили русские рабы в Чечне: почему дорогу между Чечней и Грузией так и не достроили?
На модерации
Отложенный

Несмотря на историческую и стратегическую важность, эта дорога так и не была завершена. Почему же строительство остановилось, и какие причины стояли за её недостроем?
Аргунское ущелье издавна использовалось как путь для контактов между чеченцами и грузинами. Историки отмечают его важную роль в региональной торговле и военных операциях. В XIX веке ущелье становилось ареной противостояния горцев и Российской империи. Например, в 1843 году войска имама Шамиля, возглавляемые Ахверды-Магомой, попытались склонить грузинское население (хевсуров) к поддержке Шамиля. Однако, несмотря на численное преимущество, атака была отбита с минимальными потерями для хевсуров.
Во времена Советского Союза дорога, ведущая из Грозного в Итум-Кали, оставалась важным транспортным маршрутом. Однако участок, соединяющий Чечню с Грузией, так и не был завершён.
После распада СССР строительство дороги из Итум-Кали в Шатили было возобновлено, но начало чеченских войн помешало завершить проект. Дорога приобрела стратегическое значение для Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ), особенно в условиях фактической полублокады со стороны России. По реке Аргун прокладывались новые участки дороги, а горные склоны расчищались с помощью направленных взрывов.
Согласно свидетельствам, на строительстве использовался труд пленных, которых удерживали боевики ЧРИ. Генерал Геннадий Трошев в своих мемуарах утверждал, что «сотни рабов со всей России» под принуждением работали на дороге Итум-Кали — Шатили. Пленные, освобождённые впоследствии, редко делились подробностями из-за страха преследования.
Грузинская часть дороги
Грузинская часть дороги протяжённостью всего 2 километра также осталась недостроенной. Основной причиной стали политические соображения. В 1999 году министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили заявил, что открытие дороги возможно только при полном урегулировании отношений между Россией и Чечнёй.
Более жёсткую позицию занял Михаил Саакашвили, на тот момент лидер фракции парламентского большинства. Он считал, что открытие дороги в условиях нестабильности Чечни угрожает безопасности Грузии, предоставляя возможности для контрабанды спирта, наркотиков и других товаров.
Чечня, с её тогдашним состоянием «непонятного государственного образования», по выражению Саакашвили, не внушала доверия грузинским властям. На дороге, вероятно, могла бы возникнуть неконтролируемая зона, угрожающая региональной стабильности.
Удивительная Грузия
Комментарии