Напрасные хлопоты Келлога
На модерации
Отложенный
Администрация Трампа не оставляет попыток выступить миротворцем в российско-украинском конфликте. Одно из последних усилий в этом направлении – предложение спецпосланника президента США Кита Келлога разделить бывшую УССР на три зоны, заодно заморозив линию фронта. Келлог сравнил свою инициативу с делёжкой побеждённой Германии после Второй мировой. Вот только всё это больше похоже на небольшую паузу перед новым столкновением.

Американские СМИ сопроводили предложение Келлога наглядным пособием – картой с нанесёнными на ней «зонами контроля». Как видно, Вашингтон видит всё правобережье Днепра – от белорусской границы до Чёрного моря, от Львова до Хортицы – находящимся под опекой европейских «сил обеспечения» во главе с Великобританией и Францией, но без участия собственно США. Украиной предлагается считать территорию, скукоженную до нескольких областей на левом берегу реки с центром в матери городов русских Киеве. Россия же, по задумке Белого дома, вполне довольствуется освобождённой в ходе СВО территорией.
Отдельный момент – что Штаты задумали проделать с линией боестолкновения. Келлог допускает, что ВС РФ и ВСУ возможно развести на расстояние 30 километров – 15 километров от фронта отходят русские войска и на столько же отступают наши враги. Получившуюся серую зону Келлог считает уместным называть демилитаризованной.
Что-то совсем непохоже на карту, нарисованную некогда победителями Третьего рейха, согласившегося на безоговорочную капитуляцию. И это уже отметили внимательные наблюдатели, о чём чуть ниже.
Решённый вопрос
Вообще, карта Келлога далеко не первое графическое упражнение на тему раздела Украины. Так, ранее широкое распространение получили изображения, гораздо более приятные глазу соседствующих с ней стран, чем творчество спецпосланника Трампа.
Согласно этим картам, Румыния претендует на украинскую часть Буковины с Черновцами (Чернэуць на языке Михая Эминеску), Венгрия – на кусок Закарпатской области, где значительную долю населения составляют мадьяры, Польша – на Львов и далее на Луцк, Ровно, Тернополь, Ивано-Франковск, в межвоенный период уже входившие в её состав. Вот ведь расстроится Варшава, если желаемые ей Восточные Кресы окажутся под пятой Лондона и Парижа.
Но ладно Польша – великан по восточноевропейским меркам. К туше Украины успела пристроиться даже Молдавия: экс-президент этой республики Игорь Додон и её бывший премьер Влад Филат за то время, что ведётся СВО, дали понять о желании Кишинёва получить свой гешефт от раздела «страны 404». Речь здесь может идти и об огрызке северной Буковины, и о Буджаке – исторической местности в междуречье Дуная и Днепра, где среди прочих народов проживают несколько десятков тысяч молдаван. А ведь присоединение Буджака сделает Молдавию полноценной морской державой. Почему бы Кишинёву и не помечтать о подобном?
Впрочем, нет. Мечты – это слабо сказано. Политики уже позволяют себе выражения далеко за гранью дипломатического политеса. В частности, несостоявшийся президент Румынии Кэлин Джорджеску называет Украину «вымышленным государством» и заявляет о стопроцентном её разделе. Его соотечественница, депутат Европарламента Диана Шошоакэ прямо говорит, что румыны хотят «вернуть наши территории, а Украина её «не интересует». Депутат Государственного собрания Венгрии Ласло Тороцкаи констатирует, что «ситуация на Украине достигла переломного момента» и мадьяры могут «вернуться к 1991 году, когда был проведён референдум о широком самоопределении Закарпатья».
О вероятном распиле Украины заинтересованными странами говорил летом 2022 года и зампред российского Совбеза Дмитрий Медведев. Тогда он оказался щедр к Польше, определив ей среди прочего и Житомир, а также Румынии, отдав ей Винницу. А вот к Украине Медведев был безжалостен, ограничив её Киевской областью. Прошло почти три года.
Свою долю уже наметили себе и в Штатах. Причём речь не о территориях, а об инфраструктуре. Вашингтон рассчитывает получить под свой контроль газотранспортную систему Украины, чтобы самому, без участия Киева, принимать решение о возобновлении или невозобновлении экспорта российского газа в Европу. Есть интерес Белого дома и к черноморским портовым городам – Одессе, Николаеву, Очакову. Причём спецпредставитель президента США Стив Уиткофф с месяц назад дал понять, что Штаты обсуждают их судьбу именно с Москвой, а не с Киевом. В общем, разделу быть?
Недостаточные меры
Но так может статься, что удовлетворение территориальных претензий соседей к Украине окажется гораздо ближе к действительности, чем реализация плана Келлога с разделом «нэньки» на три зоны.
Тем более что Кремль определённо не готов к тому, чтобы прогнуться под нарисованные спецпредставителем США линии. Одно из главных препятствий здесь – земли, по Конституции входящие в состав РФ, но в реальности Москвой не контролируемые. «Исторические столицы двух новых присоединённых регионов сейчас входят в состав России частично, как Херсон, или вообще не входят, как Запорожье», – говорит эксперт Института мировой военной экономики и стратегии Николай Новик. На то же указывает и аналитик Центра военно-политической журналистики Борис Рожин: «Это просто заморозка без Херсона и Запорожья и с присутствием войск НАТО на Украине, что противоречит целям СВО». «Данная конфигурация раздела Украины маловероятна», – уверен блогер.
«Идея Келлога антиисторична, – комментирует чрезвычайный и полномочный посол Александр Крамаренко. – Западная линия контроля передвигается к Днепру. Это линия, на которой мы были в 1943 году. То есть получается, что это отбрасывает нас к середине Великой Отечественной войны». «Это не даёт никакого решения на долгосрочной основе, потому что таким образом не закроются вопросы, связанные с источниками украинского конфликта, который кроется в милитаризации страны, в агрессивном национализме, в украинизации всего и вся на территории бывшей УССР», – убеждён дипломат.
Похоже, карте Келлога суждено остаться в истории обычной, ничего не стоящей бумажкой. И границы пока «не вмершей» Украины ещё долго будут перерисовываться солдатской кровью.

Николай Патрушев, помощник президента РФ, постоянный член Совета безопасности
– Что касается российской линии в отношении Украины, то она остаётся неизменной. Для нас важно, чтобы задачи СВО были решены. Они известны и не менялись. Их неоднократно называл президент России Владимир Путин.
Также важно, чтобы в мире было признано вхождение в состав Российской Федерации ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, Республики Крым и Севастополя, которые являются неотъемлемой частью нашей страны в соответствии с Конституцией.
...Не исключено, что в наступившем году Украина вообще прекратит своё существование.
Всеволод Истомин
Комментарии