Мелони пытается подружить ЕС с Трампом

На модерации Отложенный

Введённые Трампом таможенные пошлины потрясли не только биржи, но и всё мировое сообщество. Нелёгкую ношу европейского переговорщика в этот критический момент решила взять на себя премьер-министр Италии Джорджа Мелони.


Анна Цыба

Встреча Мелони и Трампа сопровождалась небывалым медийным ажиотажем. Пресса следовала за премьер-министром Италии буквально по пятам, подробно обсуждая каждую деталь – как прошёл полет, как и где она провела ночь, какое бельё надела под свой ослепительно белый «генеральский» наряд. У входа в западное крыло Белого дома итальянку лично встретил президент США, не удержавшись от комплимента «для телекамер»: «Это необыкновенный человек!».

«Джорджа Мелони мне очень нравится. Она настоящий мировой лидер. Это замечательный премьер-министр, и она работает в Италии просто великолепно», – продолжил свои комплименты Трамп во время официальной части двусторонних переговоров, где присутствовали вице-президент Джей Д. Вэнс, министр финансов США Скотт Бессант, советник президента по национальной безопасности Майкл Уолтц, министр обороны Пит Хегсет, члены итальянской делегации и представители прессы.

Премьер-министр Италии Джорджа Мелони и президент США Дональд Трамп.Премьер-министр Италии Джорджа Мелони и президент США Дональд Трамп.Фото: Public Domain

После церемониального обмена заверениями в верности и дружбе, а также необходимости укрепления отношений между США и ЕС стороны перешли к обсуждению вопросов актуальной повестки: таможенные пошлины, миграционные проблемы, мировые конфликты и, конечно, необходимость тотальной перезагрузки диалога Америки и Европы.

Кто не с нами, тот против нас

Что касается волнующего всех вопроса таможенных пошлин, Трамп заверил присутствовавших на переговорах в том, что США смогут добиться подписания «справедливых соглашений с Евросоюзом», но заметив при этом, что Мелони пока не удалось изменить его мнение. Никаких подробностей озвучено не было. Президент САШ охотно принял приглашение посетить Рим для более детального обсуждения таможенных тарифов и достижения договорённостей по этому поводу.

Напомним, что Трамп уже заявил, что взаимовыгодные соглашения будут подписаны с теми странами, которые согласятся принять участие в экономической изоляции Китая. А значит, будущие переговоры будут непростыми.

Белый дом ищет не просто партнёров, а союзников, поэтому в предлагаемых им условиях не предусмотрена двойственность позиций – кто не с нами, тот против нас.

Тот же подход у Трампа предусмотрен и в отношении российско-украинского конфликта.

Однако основную часть работы по этому направлению он делегировал переговорщиками, работавшим в тот же день в Париже. Ближайшие помощники президента США – Марк РубиоСтив Уиткофф и Кит Келлог – успешно «прорабатывали» в это время Эммануэля Макрона.

По неофициальным данным, с согласия британской и украинской сторон президент Франции сделал важные шаги навстречу подписанию мирного соглашения между Россией и Украиной. Мелони, по всей видимости, к этой части переговоров не привлекалась, так как в глазах Брюсселя она является проводником американской позиции.

Залог сюзерена

Во время переговоров Мелони также заявила о намерениях Италии довести свою долю в бюджете НАТО до двух процентов от ВВП страны. Эта цифра довольно условна и в данный момент равнозначна увеличению военных расходов страны на 10 миллиардов евро.

Два процента ВВП, которые настойчиво требует Трамп от союзников по альянсу, – цифра, скорее, символическая и не несущая конкретной финансовой нагрузки. Озвучивая её, Трамп подчёркивает особый статус и значение НАТО, которые должны одинаково восприниматься каждым государством–членом, беден он или богат.

Этот «финансовый стандарт» – своеобразный залог верности и гарант вовлечённости в общее дело защиты от внешних угроз.

Жест Мелони, который итальянская экономика с трудом может себе позволить, несёт в себе особый смысл: он равнозначен покорности и готовности принять условия игры Трампа в обмен на протекцию, сотрудничество и «особое» отношение. В обход остальных стран – членов ЕС. Не зря президент США на встрече в Овальном кабинете заявил, что «Италия может стать лучшим союзником США, если только премьер-министром останется Мелони».

Объединить непримиримых

Премьер-министр Италии в очередной раз попыталась взять на себя роль лидера, способного в позитивном, а не воинствующем ключе объединить ставших непримиримыми врагами США и Европу.

«Я здесь для того, чтобы работать и сделать Запад сильнее. Я верю в единство Запада, мы должны просто поговорить и прийти к общим решениям, – заявила итальянский лидер в своём традиционно прямом стиле. – Если бы я думала, что США ненадёжный партнёр, меня бы здесь не было».

Несмотря на критику со стороны оппозиции и коллег из Евросоюза, Мелони в этой непростой для Европы ситуации, становится посредником между Брюсселем и Вашингтоном, роли которого она добивалась с момента вступления Трампа в должность президента. Её личные договорённости, харизма и авторитет пока не растворились в общеевропейском «единстве», и именно поэтому возможность диалога ещё существует. Тем более Мелони поддерживают коллеги из правоцентристской коалиции, среди которых – известный Белому дому и симпатизирующий Трампу вице-премьер Италии Маттео Сальвини.

Сегодня премьер Италии примет в правительственном дворце Киджи вице-президента США Джея Ди Вэнса, с которым ещё несколько часов назад она обедала в Белом доме. Удастся ли Мелони убедить американцев в необходимости уступок со стороны Вашингтона? Разумеется, в обмен на полную лояльность.