К каким последствиям приведет торговая война Китая и США. Разбор
На модерации
Отложенный
Фото: Global Look Press/Federico Gambarini
Масштабная торговая война между США и Китаем набирает обороты. Вашингтон установил тарифы в 145% на все товары из Поднебесной, Пекин пока установил ответные пошлины на уровне 84%. Противостояние двух экономик мира грозит прекращением торговли между ними и тектоническими сдвигами в мировой экономике. Как начался и чем закончится спор США и Китая — в материале «Известий».
Какие тарифы ввели США и Китай
• Еще до своего избрания президент США Дональд Трамп угрожал Китаю введением высоких пошлин, обвиняя азиатскую страну в поощрении наркотрафика в США. Вернувшись в Белый дом, он ввел сначала 10-процентный тариф на весь китайский импорт. Месяц спустя он удвоил пошлины, попутно установив 25-процентные сборы на импорт из Канады и Мексики.
• Китай в ответ принимал достаточно сдержанные меры, ограничивая импорт конкретных американских товаров, а не всю торговлю. Пошлины были установлены на американские уголь, сжиженный природный газ, сырую нефть, сельхозтехнику, автомобили с большим объемом двигателя, различную агропродукцию.
• Новый виток торгового противостояния, уже гораздо более масштабный, произошел в рамках кампании Трампа по вводу «взаимных пошлин». Он обвинил Китай в несправедливых торговых барьерах и установил для него дополнительный тариф в размере 34%, увеличив суммарную ставку до 54%. Пекин в ответ также ввел тариф на все товары в объеме 34%.
• В дальнейшем стороны едва ли не каждый день увеличивали пошлины, мотивируя это тем, что тем же самым занимается другая сторона. США и Китай последовательно увеличили свои ставки на 50%, затем Трамп поднял суммарный тариф до 125%, и к 10 апреля общий объем пошлин достиг 145%. Пекин остановился на отметке в 125%.
Как будет дальше развиваться торговая война
• Аналитики допускают, что разгон тарифов продолжится, хотя уже сейчас пошлины являются запредельными для нормальной торговли и критичными для экономики в целом. Дальнейшее повышение возможно до тех пор, пока они не примут абсолютно заградительный характер, остановив торговлю между странами. Спираль напряженности раскручивается также в других плоскостях: в Китае демонстративно отказываются от американских товаров, а Трамп ужесточает риторику в отношении Пекина. Это препятствует каким-либо оптимистичным шагам навстречу друг к другу.
• Если текущий уровень пошлин зафиксируется, а диалог об урегулировании не начнется, страны перейдут к фазе перенаправления своих экспортно-импортных потоков, чтобы купировать ситуацию, связанную с изменением торгового баланса. Так как США и Китай являются странами с наибольшим объемом торговли в мире, то ее фактическое прекращение скажется не только на всей мировой торговле, но и в целом на экономике, поскольку косвенно в эту торговую войну будут вовлечены и другие страны.
• Сейчас можно уже говорить о практически полной приостановке торговли между США и Китаем. Пошлины не являются полным аналогом эмбарго, какие-то особенно специфичные товары будут идти через Тихий океан даже при экстремальных тарифах. Но большая часть товарных потоков скоро окажется в подвешенном состоянии.
• Хотя на рынках произошло некоторое успокоение после объявления о 90-дневной отсрочке на некоторые тарифы Трампа, торговая война США и Китая будет и дальше сотрясать американские, европейские и азиатские биржи. Где-то возможны дневные провалы на 10–15%, где-то произойдет закрытие торгов. Сейчас фондовые индексы чувствительны к любым новостям и заявлениям, поэтому резкое обесценивание акций может произойти в любой момент. Не исключена и умеренная реакция, если пострадавшие от тарифов страны громко объявят о переориентации логистических маршрутов — любое заявление, делающее будущее более определенным, будет восприниматься положительно.
• Российский рынок также реагирует на происходящее общим снижением, так как нестабильность на глобальном уровне сказывается на всех, кто хоть как-то вовлечен в мировую торговлю. Но в целом Россия остается в стороне от противостояния США и Китая. Москва даже может получить ряд преимуществ, так как российский рынок остается достаточно крупным и мало вовлеченным в обмен как с США, так и с Китаем. Сейчас основным негативным последствием является снижение цен на нефть, но в России разворачивается процесс снижения зависимости от нефтегазовых доходов, что в некоторой степени амортизирует эффект от резкого падения котировок. Россия имеет шансы пройти этот период легче, чем ведущие экономики мира.
Куда Китай направит свои товары
• Если считать остановку торговли между Китаем и США делом решенным, то теперь возникает вопрос, куда Пекин направит весь поток своих товаров. В первую очередь выпадающие объемы экспорта будут перенаправлены на внутренний рынок Китая. Пекин может перейти к модели большей автономности, когда большая часть продукции потребляется внутри страны и зависимость от импорта снижается, однако покупательная способность населения Китая не слишком этому благоприятствует.
• Также Китай может направить товары ближайшим густонаселенным соседям, таким как Вьетнам и Индонезия. Отчасти это же касается европейских рынков, однако значительным потокам туда препятствует более сложная логистика, к тому же здесь китайские товары могут столкнуться с конкуренцией. То же самое касается и Латинской Америки — затраты на логистику в ее случае могут перекрыть выгоду от экспорта.
• Существует также российский рынок, но в отношении него есть определенные сложности. В качестве их иллюстрации можно привести автомобильный рынок, переживший резкую экспансию. Практически все автомобили были привезены из Китая, а не произведены на локализованных предприятиях. Эта ситуация привела к заполнению складов и затовариванию. Сейчас они не продаются, так как они оказались в два раза дороже, чем на внутреннем рынке Китая, и в отношении них действует утилизационный сбор. Пекину придется пойти на некоторые уступки, чтобы глубже войти на российский рынок и избежать переполненных складов у себя.
• Однако даже перенаправив свою продукцию на экспорт, китайские производители сильно рискуют. Если ситуация с тарифами так же резко развернется, как она началась, то рынок сбыта в США придется завоевывать заново. Китаю придется снижать свои цены и давить на маржу производителей, что снизит прибыль компаний, имеющих в основном государственную основу.
• При этом ряд отраслей Китая могут оказаться невосприимчивыми к американским пошлинам. Если у низкомаржинальных отраслей, таких как текстиль и производство мебели, зависимость от США действительно огромная, то энергетика, химическая промышленность и тяжелая металлургия почти не присутствуют на американском рынке. Отдельные компании уже и так планировали перенастроить свои процессы так, чтобы пошлины были к ним неприменимы.
Чего добивается Трамп от Китая
• Трамп пытается добиться от Китая переноса крупных производств в Соединенные Штаты, чтобы доходы от продажи оставались у них. В первую очередь это касается такого гиганта, как Apple. С учетом премиального ценообразования его продукции увеличение издержек на производство iPhone не повлияет на его итоговую стоимость. Еще одним требованием Трампа является снижение пошлин на американские товары — он уже показал, что готов за это быстро отменять собственные тарифы.
• Однако Китай будет защищать свой миллиардный рынок труда и все свои достижения индустриализации, которых он добился за счет размещения у себя фабрик Евросоюза и США. Пока что Пекин не готов к переносу производства, поэтому в ближайшие время все пошлины останутся в силе. Быстро переориентировать свою экономику с экспорта на внутреннее потребление он тоже не может, поэтому пока ситуация для него выглядит патовой.
• Что касается возможной отмены своих пошлин, то Китай на это вряд ли пойдет, так как его экономика сопоставима с американской и не будет так легко подстраиваться, как это сделали несколько более мелких стран. Более того, экономика Китая растет по отношению к США, так что этот вызов Пекин принять может, рассчитывая на то, что Трамп первым даст слабину под давлением давно отвыкшего от кризисов бизнес-сообщества и избирателей.
• США и Китай демонстрируют готовность продолжать борьбу, ни одна из сторон пока не отказывается от своих целей. Но все-таки обе страны заинтересованы в минимизации потерь для себя. Это оставляет открытым вопрос переговоров на самом высоком уровне, которые могут если не остановить торговую войну, то хотя бы установить ее понятные рамки и снизить напряженность. Всё происходящее вполне может служить своеобразной попыткой Трампа вызвать председателя КНР Си Цзиньпина на диалог, в котором сам он пока не высказывал заинтересованности.
Какие последствия ждут американцев
• Первые последствия для США являются однозначно негативными. Потребителей ждет повышение цен на привычные товары. В ожидании этого процесса растет спрос, происходит активная скупка самых массовых товаров китайского производства. В ближайшее время благосостояние американцев упадет, пока не начнут разворачиваться последующие экономические процессы.
• В более дальней перспективе влияние на американских потребителей не будет уже столь драматичным. У США есть возможности заместить китайские товары собственными (особенно если Белый дом рассмотрит внедрение некоторых экономических стимулов) или из тех стран, у которых пошлины относительно низкие. Сложнее будет с заменой европейских товаров, к которым американцы привыкли и не найдут им быстрой замены. К тому же Трамп говорит избирателям, что торговая война способствует поступлениям в бюджет и сокращению его дефицита, что должно стать оправданием текущей нестабильной ситуации на рынках.
При подготовке материала «Известия» беседовали и учитывали мнения:
- кандидата экономических наук, эксперта финансового рынка Андрея Бархоты;
- доцента кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максима Чиркова
- финансового аналитика Ивана Данилина.
Комментарии