Тарифы Трампа пробуждают воспоминания о 1930-х

На модерации Отложенный

Великая депрессия – так называют тяжелейший экономический кризис в США, начавшийся 24 октября 1929 года в «Черный четверг» с небывалого обвала фондового рынка. В 1930-е годы она парализовала всю мировую экономику.

Следующий день после того, как президент США Трамп ввел тарифы практически для всех основных торговых партнеров на беспрецедентном уровне, также является четвергом. Многолетний генеральный директор Всемирной торговой организации Роберто Азевдо предупредил в интервью британской BBC о подобном сценарии того времени.

«Помните, что произошло в 1930-х годах, когда США повысили тарифы с помощью Закона Смута-Хоули о тарифах, а затем другие страны ответили контртарифами? Во всем мире произошла эскалация тарифов. И мы потеряли две трети мировой торговли всего за пять лет».

История якобы не повторяется, но Карстен Бжески, главный экономист по Европе в голландском банке ING, также видит определенные параллели с 1930-ми годами. 30-е годы прошлого века характеризовались не только экономически сложными временами, но и протекционизмом и тарифами, рассказал Бжески финансовым редакторам ARD.

«И уже тогда американцы ввели тарифы. Они привели к тому, что другие страны отреагировали - контрмерами». В результате, по словам Бжески, экспорт и импорт, да и вся мировая торговля, сократились. «В результате пострадали целые народы. И в конце концов мы знаем, чем закончились 30-е годы».

В то время центральный банк оказался в ловушке золотого стандарта

Главный экономист Commerzbank Йорг Кремер более осторожен в отношении параллели с 1930-ми годами.

Даже если масштабы тарифов напоминают о тех временах, то сегодня экономическая ситуация совершенно иная. «Тарифы не спровоцировали депрессию 1930-х годов, а в лучшем случае усугубили ее. Реальная проблема заключалась в огромном лопнувшем спекулятивном пузыре на Уолл-стрит». Центральный банк в то время не смог должным образом отреагировать на это, потому что оказался в ловушке золотого стандарта и не мог обеспечить новую ликвидность. Сегодня ситуация иная, говорит Кремер.

Золотой стандарт в настоящее время отменен; То есть центральные банки могут создавать новые деньги без необходимости обеспечивать денежную массу физическим золотом. Это дает центральным банкам больше свободы для вмешательства в случае экономического кризиса, например, путем покупки государственных облигаций, что, в свою очередь, увеличит государственный долг.

Америка стреляет себе в ногу

Еще одно отличие от того времени в отношении США: в 1930-е годы преобладали массовая безработица и социальная нищета. В настоящее время в США практически полная занятость, по словам экономиста Commerzbank Кремера. Тем не менее, он предупреждает, что Америка стреляет себе в ногу с тарифами. «Потому что он частично выходит из международного разделения труда, а это значит, что в США приходится производить товары, которые просто дороже в Америке. И, в конце концов, американские граждане, потребители, заплатят по счетам».

И это тоже, вероятно, окажет влияние на мировую экономику. Потому что, если американские потребители будут сдерживаться, это повлияет на экспортеров во всем мире. Чем все это должно закончиться, даже такие известные экономисты, как бывший главный экономист Международного валютного фонда Кен Рогофф, находятся в недоумении.