Православный писатель Михаил Викторович Назаров. Часть I

На модерации Отложенный




Русский писатель, публицист, историк и общественный деятель Михаил Викторович Назаров родился в 1948 году в г. Макеевка (Донецкая область) в семье инженеров.

Его дед был белым офицером, прадед — священником. Оба были расстреляны большевиками в 1920 году. После окончания техникума (1967 год) работал электромехаником на острове Диксон и полярной станции мыса Челюскин.

В 1975 году окончил переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза, затем работал в Алжире переводчиком на строительстве металлургического комбината.

По словам самого Назарова, он отказался в Алжире сотрудничать с КГБ и вместе с женой в 1975 году нелегально эмигрировал в Германию.

В Германии — член Народно-трудового союза, ответственный секретарь журнала «Посев», один из учредителей Российского национального объединения в ФРГ, член Союза немецких журналистов.

Со временем избавился от либерально – космополитических взглядов и перешел на почвеннические и православные позиции. Отошел от НТС, когда там возобладали явные прозападные позиции.

Много времени уделял переправке православной литературы в СССР, с этой целью в 1985—1986 годах в двух длительных командировках объехал крупные портовые города Северной Америки от Аляски до Нового Орлеана и Ньюфаундленда.

Делегат от Германской епархии Русской Православной Церкви за границей на Всезарубежных съездах русской молодежи (1979 — Торонто, 1981 — Сан-Франциско, 1985 — Наяк, 1990 — в Монреале уже как докладчик).

С 1987 года выступает как независимый публицист. Публиковался в изданиях «Литературная Россия», «Русский вестник», «Москва», «Наш современник» и др.

В 1994 году вернулся на постоянное место жительства в Россию и был избран секретарём Союза писателей России. Был членом руководства Российского христианского державного движения (руководитель Виктор Аксючиц), движения «Держава» (руководитель Александр Руцкой), членом правления Союза русского народа (глава Вячеслав Клыков).

В 1996 году основал издательство «Русская идея», издающее книги православного исторического и политического содержания.

С 25 марта 2007 года — председатель Московского отдела Союза русского народа. Неоднократный участник Русских маршей.

Женат. Имеет трех детей. Живёт в Москве.

Составитель так называемого «Письма 500». По мнению целого ряда СМИ, общественных, религиозных и политических деятелей, это письмо является антисемитским. Письмо было названо антисемитским и в официальных заявлениях Министерств иностранных дел России и Израиля. Однако, по мнению прокуратуры, оно не нарушает законодательство РФ. Прокуратура пришла к выводу: «текст обращения не содержит информации, побуждающей к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как ее представителей».

Впоследствии Назаровым было инициировано составление другого письма, под которым поставили свои подписи уже 5000 человек, и которое получило название «Письмо 5000».[1] «Письмо 5000» было подписано многими православными священниками.

Михаил Викторович Назаров - один из координаторов возникшего на этой основе движения «Жить без страха иудейска!» По утверждениям самого Назарова, движение стихийно возникло из протеста православных людей против клеветы СМИ на русский народ.

Все три попытки еврейских лидеров возбудить уголовное дело против автора «Обращения 5000» М. В. Назарова по обвинению в разжигании национальной розни были прокуратурой отвергнуты как безосновательные.

В свою очередь, Михаил Назаров расценил высказывания представителей ряда организаций, называвших его «нацистом» и «антисемитом», как клеветнические и оскорбительные, и подал заявление в суд. В апреле 2006 года Басманный районный суд г. Москвы отказал Назарову во всех его исковых требованиях в полном объёме.

Михаил Назаров - автор книг «Миссия русской эмиграции», «Радио „Свобода“ в борьбе за мір», «Кто наследник российского престола?», «Тайна России. Историософия XX века», «Вождю Третьего Рима», «Жить без страха иудейска!», «Диалог РПЦЗ и МП: „Соединение может быть только в Истине“», «Диспут Назарова с Кацманом о "православном антисемитизме"» и др.

Главным трудом Михаила Викторовича можно назвать его книгу «Вождю Третьего Рима». Либералы (впрочем, как и некоторые патриоты) упрекают русских националистов в том, что у них нет внятной политической программы и стратегического плана развития страны. Теперь им можно возразить – все это реализовано в этом труде Михаила Назарова.

В самом названии книги уже видно, что эта работа – видение развития России и принципов государственного устройства в будущем. Будучи убежденным монархистом, Михаил Викторович видит на месте Верховного Руководителя православного Монарха.

В осмыслении русской истории для него главное – принцип духовности, Божьего Провидения. Он говорит, что православная монархия рухнула в 1917 году по грехам нашим (этого же мнения поддерживались русские исследователи в эмиграции). Последствия утраты традиционной государственности в России все еще продолжаются, но конца для нее еще не наступает. Это свидетельство того, что Господь Бог еще дает нам шанс исправить ситуацию. Для понимания этого и написана книга.

Книгу автор начинает издалека - с библейских времен. Исследуя с духовной, с сакральной точки зрения историю человечества, автор приходит к выводу, что государственное устройство не есть нечто произвольное, что люди могут устраивать по своему усмотрению.

Система власти может проистекать из Божественного Замысла, а может быть ложной. В качестве примеров автор рассматривает либеральную демократию, коммунизм и фашизм. Каждая из них уклонилась от следования истинному идеалу под влиянием сил зла.

Либеральная демократия стала первым принципиально новым общественным строем, возникшим в Западной Европе в результате нарушения двух основополагающих принципов – традиционного христианства в виде Православия и монархического принципа власти.

Хотя при демократии Божий замысел отвергается не столь категорично, как при большевизме, но, тем не менее, он отвергается. Наивысшим приоритетом становятся «материальные блага». Источник власти видится не в Боге, а в «воле народа». Главную цель демократическое государство видит в защите накопленного имущества. Никаких высших, духовных целей демократия не ставит.

Провозглашается плюрализм мнений, как их равенство, что размывает границы Добра и Зла, приводит к легализации все больших форм греха.

В старом масонском лозунге - «свобода, равенство и братство» - свобода стоит на первом месте и понимается как греховная свобода от Закона Божия. Автор делает впечатляющий вывод:

И чем свободнее делается человек в таком обществе, тем не свободнее он становится с христианской точки зрения, становясь рабом своих грехов и сил зла – в этом великая тайна демократии как наиболее благоприятной среды для антихристианской «тайны беззакония».[2]

Автор приводит интересное наблюдение – решение о распятии Христа было принято самым демократическим образом – криками большинства людей в толпе. Этот очень показательный пример вскрывает всю античеловеческую суть демократии.

Реальной силой в демократическом обществе, по мнению Назарова, является «скрытая» финансовая «власть над властью», которую Ильин назвал «мировой закулисой». Именно мировая закулиса заинтересована в распространении бездуховного состояния на весь мир – только это обеспечивает ее власть. Это ведет к обрастанию демократических институтов атрибутами тоталитаризма, который постепенно становится сутью демократии, как мы видим это в последнее время в США.

Коммунизм (марксизм) был создан как протест против существовавшей капиталистической системы. Его суть похожа на суть капитализма с той разницей, что капитализм стремился построить «рай на земле» для избранных, а коммунизм – для всех трудящихся. По оценке многих мыслителей и философов (В. Соловьев, о. С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, Г. Федотов, А. Лосев) коммунизм был секулярным воплощением иудейского «земного рая».

Марксизм имеет антирелигиозную, а ввиду того, что победил в России – антиправославную направленность. Не понимая природы земного зла, марксизм пытался бороться с ним собственным, превосходящим злом и поэтому потерпел крах.

Именно для этого провозглашалось отмирание семьи, нации, религии, частной собственности и государства в пользу трудящихся всего земного шара.

Коммунисты приняли масонский лозунг «свобода, равенство и братство» полностью, но интерпретировали его по – своему – главная роль отводилась «равенству». Свобода считалась «осознанной необходимостью», а братство понималось как таковое только по отношению к пролетариям и только в сочетании с ненавистью к врагам.

Государство признавалось марксистами необходимым только временно – до победы мировой революции, после чего должно было быть упразднено. Но на практике все обстояло абсолютно иначе – государство постепенно получало преобладающую роль и рано или поздно становилось тоталитарным.

Иначе «загнать человечество к счастью» никак не получалось. Таким образом, делает вывод М. Назаров, если либеральная демократия ведет человечество к гибели исподволь, маскируясь под соблазнительным лозунгом материальных благ, то марксизм, дозируя материальные блага и исключая духовность, устроил генеральную репетицию Апокалипсиса в России уже в начале XX века.

Нынешние российские коммунисты не смогли преодолеть губительного наследства своих предшественников и, несмотря уже на чисто социал – демократические лозунги, ни в чем не раскаялись.

Фашизм являлся абсолютизацией физической силы и здоровья нации – физического и нравственного. Он возник в виде реакции на либеральные режимы в Европе со всеми «прелестями» капитализма и на интернационалистический марксизм в России. Стремясь защитить нацию от либерального разложения и коммунистического уничтожения, фашизм обожествил нацию как высшую ценность. Суть же была похожа – так же предполагалось построить «рай на земле», только уже для всей нации, а не только для «высшей» (капитализм) или «низшей» (коммунизм) социальной группы.

Автор обращает внимание на то, что гитлеризм скопировал «избранность нации» у иудейства и обратил этот принцип против иудеев. Следуя принципу сакральности, Назаров вместе с о. Сергием Булгаковым считает, что страшная еврейская Катастрофа – Холокост - была исполнением древней клятвы иудеев: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:25) и пророчества самого Иисуса Христа: «Да придет на вас вся кровь праведная» (Мф. 23:35).

Фашизм интуитивно взял за основу принцип корпоративности – из средневекового опыта. Под корпорацией понимается часть народа, имеющая необходимую общественную функцию для функционирования единого народного организма. В обществе можно выделить множество корпоративных образований, например, корпорация занятых в сельском хозяйстве, в машиностроении, в медицине, в газовой промышленности и т. д. Положительным качество корпораций является то, что они не конкурируют друг с другом, как политические партии, а взаимно нуждаются друг в друге. Так в человеческом организме отдельные органы – уши, мозг, руки, ноги, глаза, внутренние органы составляют единое целое тело.

Но фашизм понимал душу не в христианском понимании, а в языческом. Муссолини видел в католической церкви лишь полезный для государства инструмент. Гитлер имел явную приверженность к язычеству, особенно ярко это проявилось в архитектуре и монументальной скульптуре.

Идеологи германского фашизма не смогли уяснить главного – понимание катастрофических проблем XX века возможно только в рамках христианской православной парадигмы. Автор вполне резонно замечает, что часть русских националистов, остающихся на позициях язычества, в чем – то близка к фашизму.

Михаил Викторович уверен - достижение настоящей демократии возможно только в православном государстве:

  • Только в православном государстве все люди уважаются как созданные по образу и подобию Божиему и потому обладают подлинным равенством – перед Богом.

В отличие от фашизма, православное государство – ценность не абсолютная – «государственная власть не имеет оправдания в себе». Глава православного государства должен получить соответственное посвящение от Бога; он должен быть независимым от воздействия всяческих интриг; должен иметь специальную подготовку. Все это наилучшим образом обеспечивает православная Монархия. Только она относится к человеку как к бессмертному существу, рожденному для вечной жизни. Именно этим принципом определяются критерии государственной власти и права и обязанности гражданина. В отличие от греховной демократии, такое государство не подлаживается к человеческим порокам, а исходит из «образа и подобия Божьего».

Только такое государство, утверждает Михаил Викторович, способно обеспечить наиболее гармоничное развитие человека – существа как материального, так и духовного. В отношениях Церкви и государства в этом случае возникает «симфония» (созвучие), потому как разными способами они стремятся к достижению одной цели. Государство заботится о земной жизни своих граждан, Церковь заботится о душах людей, спасая их для вечной жизни.

В отличие от западных монархий, в Православной монархии власть Царя ограничивается условием служения Богу. Святые отцы предлагали подчиняться не всякому правителю. Так, преподобный Иосиф Вырицкий прямо утверждал, что неправедный царь – «не Божий слуга, но дьявольский» и ему следует противиться даже под угрозой смерти.

Михаил Викторович делает важный вывод: в христианские времена именно православная государственность была подлинно христианской удерживающей, полностью соответствуя словам апостола Павла: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». (1 Фес. 2:7).

Автор специально оговаривает: удерживающая государственность - это православная Монархия и она отнюдь не российское изобретение, а вселенский принцип, осмысленный Св. Отцами:

Поскольку Закон Божий един для всех людей и народов, из него вытекает и единый для всех идеал государственного устройства, удерживающего мир от зла и распада в хаос.

Православная государственность проходила различные этапы своего развития в виде трех вселенских империй. Первая империя - Римская - сыграла огромную роль в истории тем, что создала сильное государство, подавившего племенной хаос и произвол сильного над слабым. Именно в Римской империи было создано знаменитое «римское право», до сих пор лежащее в основе правовой системы западных стран. Именно Римская империя стала свидетельницей величайшего события в человеческой истории - Рождества Иисуса Христа. Именно поэтому название Рима после его падения стало духовным символом человечества.

Вторым Римом (или Новым) был назван Константинополь (Византия). Именно туда первый христианский император Константин перенес столицу Римской империи в IV веке. Организация жизни во всех областях – образовании, экономике, юриспруденции, обороне, внешней политике - была направлена на облегчение достижения людьми главной цели: вечной жизни в Царстве Небесном.

Государственная и церковная власти существовали в симфонии. Империя была сплочена не только дисциплиной и законами, но религиозным сознанием народа. В отличие от первой Римской империи, в Византии все более укреплялось равноправие. Но Византия не выдержала испытания – в 1439 году была подписана знаменитая Флорентийская уния, практически уничтожившая православие полным подчинением Папе Римскому. Лишившись Божественной Благодати, Византийская империя пала в 1453 году под сокрушительным ударом турков под предводительством 22 - летнего султана Мехмеда II.

Третьим Римом стала после падения Византии Московская Русь, как преемственница чистого, незамутненного Православия. Преемственность была естественной, ибо Русь в церковном смысле долгое время являлась составной частью Византийской империи: Константинопольский Патриарх был одновременно и русским Патриархом. Константинополь русичи долгое время на Руси звали Царьградом, ощущая его и своей столицей. После падения Византии Русь стала единственным православным государством – сербы и болгары находились еще под турецким игом. Падение Византии почти совпало по времени с окончательным освобождением Руси от монголо – татарского ига. При Иване III на Руси ее гербом стал двуглавый орел – официальный герб Византии при последней династии Палеологов.

Преемственность Московский Руси от Византии была уже очевидной, когда старец Филофей из Спасо – Елизарова монастыря написал свои знаменитые слова о «Москве – Третьем Риме». Православное христианство стало всеобъемлющим мировоззрением, которое наполнило собою русскую государственность. Русь осознала себя хранительницей настоящей Веры и предложила путь спасения другим народам. Именно поэтому Российская империя принципиально отличалась от западных тем, что все народы в ней были равны. Ни один народ не понес никаких утрат после своего вхождения в состав Российской империи.

Государствообразующий русский народ в виде своих трех ветвей – великороссов, малороссов и белорусов – нес основное бремя государственных культурных, административных, оборонных и осознавал это как свой национально – религиозный долг перед Богом. Национальное и религиозное образовали у русских единство, в котором русскость была немыслима без Православия. Присоединение к Православию открывало перед человеком любой национальности дорогу в русскость.

(Продолжение следует)

[1] «Письмо 5 000» — открытое обращение к Генеральному Прокурору РФ, подписанное 5 000 человек, с резкой критикой поведения ряда евреев и еврейских сообществ, а также ряда иудейских деятелей и организаций, и, в частности, просьбой провести расследование на предмет нарушения книгой «Кицур Шульхан Арух» (включая как издание русского перевода, так и изучение в религиозных школах её полного текста) статей Уголовного Кодекса РФ. Письмо вызвало широкий резонанс и дискуссию в печати.

[2] Здесь и далее в этой главе – цитаты из книги Назарова М. В. «Вождю Третьего Рима». – М.: Русская идея, 2005.