Экономика, сделанная по рецептам столетней давности, перестаёт работать

На модерации Отложенный

Все СМИ сосредоточены на событиях в Лондоне, Бирмингеме, Ливерпуле. А о событиях в Израиле молчат. А события очень интересные. Для них уже и название придумали: «творожная революция».

У израильтян есть любимый творог со странным названием «коттедж». Производит его компания-монополист, и в какой-то момент она резко задрала цены. Израильтяне ворчали, но терпели. Фактически же любимый творог стал недоступен для бедных семей. Тогда молодой парень, некий Ицык Алров (его показывали как-то по телевизору, на вид — обычный молодой человек лет 25-ти) через Facebook призвал израильтян бойкотировать творог и другие молочные продукты (тоже дорожающие), чтобы заставить производителей снизить цены до приемлемого уровня.

На это обращение откликнулись тысячи людей, а очень скоро счёт пошёл на сотни тысяч. Производители дрогнули и цены существенно снизили.

Успех окрылил: этот парень предложил развернуть кампанию против всей   экономической политики правительства — против огромных цен на жильё, детские сады (от тысячи долларов в месяц и, говорят, за очень среднее качество), продукты питания, низких зарплат выпускников вузов и так далее. И вот впервые в истории Израиля прошли огромные демонстрации протеста. В назначенный день ожидалось, что по всему Израилю выйдет 100 тысяч человек — что для Израиля уже очень много, — а вышло в одном Тель-Авиве 250 тысяч человек! И очень интересно, что ядром всех этих выступлений — и это принципиально отличает израильские протесты от выступлений в арабских странах или Англии, — была не безработная молодёжь, а как раз работающая, высококвалифицированная молодёжь, недовольная своим материальным положением. Например, молодые врачи, зарплаты которых едва хватает на жильё и питание.

Это очень интересное явление. Одно дело, когда на улицу выходят молодые безработные, которые всю жизнь жили на пособие, некоторые из них приторговывали наркотиками, воровали, а многие вообще не хотят работать, — и совсем другое дело, когда выходят квалифицированные специалисты, интеллигентная молодёжь. Поэтому в Израиле ничего не сожгли, не разграбили, никого не побили. Зато палаточный лагерь построили. Сегодня по «Евроньюсу» рассказывали, что там даже бюро знакомств открылось, — это уже целый город.

Мы привыкли, что такое может быть на Украине, или в Грузии, или в Сербии, — но для Израиля это что-то совершенно новое и неожиданное. Когда я читал, что социальные сети стали инструментом консолидации общества, — всегда казалось, что это где-то далеко, что должно быть накоплено огромное количество взрывчатого материала, чтобы социальные сети начали бы общество вот так вот куда-то направлять. Понятно, что в Египте и Тунисе, с огромным количеством безработных, с надоевшей всем диктаторской властью такое может быть, но когда вышли молодые израильтяне — в благополучной стране с высоким уровнем жизни, — когда вышли не безработные, а люди, имеющие хорошую работу, но недовольные экономической и социальной политикой правительства, — это для меня было удивительно.

Понятно, что в Лондоне погромы устраивает, как раньше бы сказали, деклассированная молодёжь, почти вся чёрная — ни одного белого погромщика так и не предъявили пока, — и это очевидный результат политики мультикультурализма (кстати, Брейвик предсказывал, что скоро рванет в Лондоне и Брюсселе. В Лондоне уже рвануло, Брюссель пока молчит).

Удивительно, что полиция к такому оказалась совершенно не готова! В Лондоне уже целые дома пылали, а премьер-министр грозил пальчиком и угрожал, что разрешит полиции применять водомёты. Мы, конечно, воспитаны в другой стране, но ведь и англичане с самого начала жаловались на полицию, которая ничего не делала! Понятно, что число погромщиков — которых сначала было человек 250 — стало стремительно расти. Или вспомним норвежскую полицию, у которой не нашлось ни катера, ни вертолёта, чтобы добраться до острова, на котором Брейвик расстреливал людей. Англичане даже пригласили из Америки бывшего начальника полиции Нью-Йорка, чтобы он консультировал их по борьбе с уличной преступностью. Это просто смешно! Англичане, которые создали величайшую в мире империю, — да и США тоже выходцы из Англии создали, — приглашает из тех же США полицейского, чтобы он объяснил им, как надо работать!

Израиль — это не Лондон, это совсем другое. Готовым к активным протестным действиям, и притом объединённый не партиями и не СМИ, как обычно, а социальными сетями, оказался средний класс — опора современного общества, люди работящие, платящие налоги, законопослушные. И оказалось, что думать о семье, платить кредиты, рассчитывать жизнь на десятилетия вперёд, как полагается среднему классу, в современной экономической системе не получается. Приходится перекрывать улицы и строить платочные городки.

Совершенно ясно, что в мире накопилось такое количество негативной энергии, столько недовольства, что даже благополучная, демократическая страна не гарантирована от массовых протестов, и современной экономической рыночной системе ответить на этот вызов нечем. Как-то незаметно прошло сообщение, что Евросоюз выделил Греции ещё 215 миллиардов евро для спасения от дефолта. Всего греки получили уже более 300 миллиардов евро. Это огромная сумма. И если сейчас тряхнёт Португалию, Испанию или Италию, то денег у Евросоюза уже не хватит. Придётся печатать деньги, а это — фактическое разрушение экономической системы Евросоюза. Современная модель развития экономики — которая базируется на монетаристских принципах, сформулированных сотни лет назад, — перестала работать. Ей недовольны все: от лондонских погромщиков до таких людей, как Доминик Стросс-Кан, Джордж Сорос или Уоррен Баффет. Социальные сети это недовольство резко усиливают. Во многих странах – бесплатный вай-фай везде: на остановках транспорта, в гостиницах, в парках, в кафе.

Но какой должна быть новая экономика — никто не знает. Зато уже хорошо видно, что процесс её возникновения будет болезненным.