СТАЛИНСКИЕ РАССТРЕЛЬНЫЕ СПИСКИ

На модерации Отложенный

Недавно, 31 июля с.г. минуло 74 года со дня появления, пожалуй, самого кровавого после 20-х годов документа советской власти - оперативного приказа НКВД СССР №00447 "Об операциях по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов", утверждённого на Политбюро ЦК ВКП(б) также 31.07.1937г. Его суть - практическая реализация решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 02.07.1937г. "Об антисоветских элементах", направленного шифротелеграммой секретарям региональных парторганизаций. Директива, подписанная Сталиным и Молотовым, требовала: "...взять на учёт всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но всё же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД. ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке". Это было началом так называемой "кулацкой операции". 

На основании поступивших из регионов сведений приказом №00447 было запланировано, установлен "лимит", за четыре месяца арестовать 268950 человек, из них расстрелять - 75950, т.е. свыше 28% арестованных, кроме того ГУЛАГ получил план на 10000 растрелов. Затем сроки отодвигались, а лимиты неоднократно повышались решениями Политбюро ЦК, повышались лимиты и без формальных решений Политбюро. Всего за год было арестовано 753315 человек. 

Впервые "тройка" (секретарь региональной парторганизации, начальник управления НКВД, прокурор) была создана решением Политбюро ЦК ВКП(б) П51/66 от 28.06.1937г. в Западно-Сибирской обл. для ускорения рассмотрения дел "активистов повстанческой организации среди высланных кулаков" и применения к ним высшей меры наказания.  

Ближайшим началом всех административных троек, ОСО (особых совещаний), милицейских троек и пр. можно считать Постановление ЦИК и СНК СССР от 01.12.1934г., которое устанавливало, что следствие по делам террористических организаций и о терактах не должно превышать 10(десяти) дней; рассмотрение же дел в суде должно вестись в упрощённом порядке: без участия сторон и без вызова свидетелей, т.е. судебная процедура (судебное следствие) сводилась к оформлению решения принятого  следователями НКВД.

Не допускались ни кассационное обжалование, ни помилование, смертные приговоры исполнялись немедленно. Рассмотрение дел в упрощённом порядке требовало санкции Политбюро ЦК ВКП(б). 

Впервые после 1934г. закон от 01.12.1934г., а также списочный порядок осуждения были применены 04.10.1936г. по просьбе Ежова (Нарком внутренних дел) и Вышинского (Генеральный прокурор). Вот текст решения Политбюро ЦК: 

"ВОПРОС ЕЖОВА.  СОГЛАСИТЬСЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ т.т. ЕЖОВА И ВЫШИСКОГО О МЕРАХ СУДЕБНОЙ РАСПРАВЫ С АКТИВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ТОЦКИСТСКО - ЗИНОВЬЕВСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПЕРВОМУ СПИСКУ В КОЛИЧЕСТВЕ 585 ЧЕЛОВЕК"

Члены Политбюро не маскируются, пишут прямо:  учинить судебную расправу по первому списку, т.е. расстрелять. Следующий по дате список  для "судебной расправы" был представлен членам Плитбюро наркомом Ежовым 27.02.1937г. Список содержал 479 фамилий, а мера наказания - расстрел.  С февраля 1937г. сложился "упрощённый порядок" оформления списков для упрощённого судопроизводства (расстрельных списков): Ежов представлял списки Сталину, тот после просмотра передавал членам Политбюро (не всем), а те прямо на списке проставляли "За" и расписывались; затем списки возвращались в НКВД и Военная коллегия Верховного Суда оформляла приговоры. В протоколы заседания Политбюро такие решения более не заносились по вполне понятным соображениям. Схема работала до сентября 1938г. 

Всего в архивах обнаружено 383 так называемых "СТАЛИНСКИХ РАССТРЕЛЬНЫХ СПИСКА" на 44500 имён. Вот такой размах имела прямая "судебная" деятельность членов Политбюро ЦК ВКП(б). Списки, в основном, относятся к 1936 - 1937гг., но есть и более поздние. Чаще всего в этих списках встречается подпись Молотова, на 372 списках, Сталина - на 357 списках, Кагановича - 188 раз, Ворошилова - 185 раз, Жданова (кандидат в чл. ПБ) - 176 раз. Доверялось подписывать не всем членам ПБ, только ближайшему окружению вождя.

Так сколько сотен тысяч, миллионов нужно отправить на смерть, чтобы организацию назвать преступной? 

Текст составлен по материалам общества"Мемориал"