СТАЛИНСКИЕ РАССТРЕЛЬНЫЕ СПИСКИ
На модерации
Отложенный
Недавно, 31 июля с.г. минуло 74 года со дня появления, пожалуй, самого кровавого после 20-х годов документа советской власти - оперативного приказа НКВД СССР №00447 "Об операциях по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов", утверждённого на Политбюро ЦК ВКП(б) также 31.07.1937г. Его суть - практическая реализация решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 02.07.1937г. "Об антисоветских элементах", направленного шифротелеграммой секретарям региональных парторганизаций. Директива, подписанная Сталиным и Молотовым, требовала: "...взять на учёт всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но всё же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД. ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке". Это было началом так называемой "кулацкой операции".
На основании поступивших из регионов сведений приказом №00447 было запланировано, установлен "лимит", за четыре месяца арестовать 268950 человек, из них расстрелять - 75950, т.е. свыше 28% арестованных, кроме того ГУЛАГ получил план на 10000 растрелов. Затем сроки отодвигались, а лимиты неоднократно повышались решениями Политбюро ЦК, повышались лимиты и без формальных решений Политбюро. Всего за год было арестовано 753315 человек.
Впервые "тройка" (секретарь региональной парторганизации, начальник управления НКВД, прокурор) была создана решением Политбюро ЦК ВКП(б) П51/66 от 28.06.1937г. в Западно-Сибирской обл. для ускорения рассмотрения дел "активистов повстанческой организации среди высланных кулаков" и применения к ним высшей меры наказания.
Ближайшим началом всех административных троек, ОСО (особых совещаний), милицейских троек и пр. можно считать Постановление ЦИК и СНК СССР от 01.12.1934г., которое устанавливало, что следствие по делам террористических организаций и о терактах не должно превышать 10(десяти) дней; рассмотрение же дел в суде должно вестись в упрощённом порядке: без участия сторон и без вызова свидетелей, т.е. судебная процедура (судебное следствие) сводилась к оформлению решения принятого следователями НКВД.
Не допускались ни кассационное обжалование, ни помилование, смертные приговоры исполнялись немедленно. Рассмотрение дел в упрощённом порядке требовало санкции Политбюро ЦК ВКП(б).
Впервые после 1934г. закон от 01.12.1934г., а также списочный порядок осуждения были применены 04.10.1936г. по просьбе Ежова (Нарком внутренних дел) и Вышинского (Генеральный прокурор). Вот текст решения Политбюро ЦК:
"ВОПРОС ЕЖОВА. СОГЛАСИТЬСЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ т.т. ЕЖОВА И ВЫШИСКОГО О МЕРАХ СУДЕБНОЙ РАСПРАВЫ С АКТИВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ТОЦКИСТСКО - ЗИНОВЬЕВСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПЕРВОМУ СПИСКУ В КОЛИЧЕСТВЕ 585 ЧЕЛОВЕК"
Члены Политбюро не маскируются, пишут прямо: учинить судебную расправу по первому списку, т.е. расстрелять. Следующий по дате список для "судебной расправы" был представлен членам Плитбюро наркомом Ежовым 27.02.1937г. Список содержал 479 фамилий, а мера наказания - расстрел. С февраля 1937г. сложился "упрощённый порядок" оформления списков для упрощённого судопроизводства (расстрельных списков): Ежов представлял списки Сталину, тот после просмотра передавал членам Политбюро (не всем), а те прямо на списке проставляли "За" и расписывались; затем списки возвращались в НКВД и Военная коллегия Верховного Суда оформляла приговоры. В протоколы заседания Политбюро такие решения более не заносились по вполне понятным соображениям. Схема работала до сентября 1938г.
Всего в архивах обнаружено 383 так называемых "СТАЛИНСКИХ РАССТРЕЛЬНЫХ СПИСКА" на 44500 имён. Вот такой размах имела прямая "судебная" деятельность членов Политбюро ЦК ВКП(б). Списки, в основном, относятся к 1936 - 1937гг., но есть и более поздние. Чаще всего в этих списках встречается подпись Молотова, на 372 списках, Сталина - на 357 списках, Кагановича - 188 раз, Ворошилова - 185 раз, Жданова (кандидат в чл. ПБ) - 176 раз. Доверялось подписывать не всем членам ПБ, только ближайшему окружению вождя.
Так сколько сотен тысяч, миллионов нужно отправить на смерть, чтобы организацию назвать преступной?
Текст составлен по материалам общества"Мемориал"
Комментарии