Восторги и репрессии молодежного троцкизма

На модерации Отложенный

Игорь ШУМЕЙКО

22 марта 1926 года – решением VII съезда комсомола – в связи с образованием в 1922 году СССР, РЛКСМ был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи: ВЛКСМ.
Предыдущие очерки серии «Семь бед — один ответ. Ответ России — Сталин» фиксировали внимание на бедах, проблемах, унаследованных Советским Союзом. Например, репрессии 1930-х, выросшие из торжества политики Террора второй половины 19 века.

Однако неправильно было бы решить, что проблемы, накопленные царской Россией, «начали с 1917 года исправлять, но Сталин истреблял исправлявших». Конфликт Сталин-Троцкий — тема необъятная. Рассмотрение её в одном частном вопросе — «молодежная политика» — должна помочь и общему пониманию.

Основатели и руководители Комсомола первых лет его работы: Рывкин, Шацкин, Цейтлин, Смородин, Чаплин, Косарев… были репрессированы, расстреляны. ЛишьАлександру Мильчакову, генеральному секретарю ЦК ВЛКСМ в 1928—1931 гг. — «повезло»: 15 лет в лагерях… Несколько фактов из монографии В. К. Криворученко «Молодёжь, комсомол, общество 30-х годов XX столетия: к проблеме репрессий в молодёжной среде» (издание Московского гуманитарного университета бывшая Высшая Комсомольская Школа, 2011г.) показательны особенно в связи с тем, что автор спокойно и прямо говорит о преимуществах линии Троцкого, доказывает, что именно она, а не линия Сталина была продолжением идей Ленина. Максимально широко и добросовестно процитируем:

Предстоит переосмыслить высказывания Л. Д. Троцкого о молодёжи. Это большой пласт нашей истории, который следует понять и освоить. Совершенно очевидно, что он прилагал немалые усилия для того, чтобы склонить молодёжь на свою сторону.  Выступления были страстными, зажигательными, умел найти «ключик» к юным гражданам. Троцкий выступал с докладами и речами на II, IV и V съездах РКСМ, на втором Конгрессе Коммунистического Интернационала Молодёжи, на праздновании юбилеев РКСМ, КИМа, Коммунистического университета им. Свердлова и первого коммунистического интерната, на комсомольской конференции Московского уезда. По вопросам молодёжной политики партии и государства он высказывался на заседаниях коммунистической фракции Х съезда Советов, XI партсъезда, на совещании партийных работников Московской организации РКП(б). У него есть статьи в газетах, брошюры, посвященные проблемам молодёжи, в 1924 г. издавался сборник его трудов по молодёжной тематике.


Делегация ЦК ВЛКСМ у маршала Жукова.  
С книгами в руках 
директор изд-ва «Молодая гвардия»  Валерий Ганичев

Предисловие издательства ЦК РКСМ «Молодая гвардия» к его книге «Поколение Октября»: «Как видно из книги, Лев Давидович за эти годы уделял немало внимания поколению, разбуженному к сознательной жизни и борьбе Октябрём». — Так было по крайней мере до 1924 г., когда по указке «свыше» комсомол повёл массированное разоблачение Троцкого. Но даже в условиях этого ажиотажа в январе 1924 г. на XIII партконференции один из руководителей Коммунистического союза О. Тарханов признавал, что «тов. Троцкий много раз вёл молодое поколение нашей партии и рабочую молодёжь в бой, и вёл их к победе». А вот слова первого комсомольского генерального секретаря Н. П. Чаплина, сказанные уже в феврале 1925 г: «Молодёжь видела в Троцком героя, вождя»… — Прервем цитату. Недавний фильм «Демон революции» всколыхнул интерес к фигуре Троцкого. Большая серия комментариев, статей.

 
Кадры из "Демона революции"

Относительно его отношений с Комсомолом отыскали доказательства, что популярный лозунг «Грызть гранит науки!» — авторства Льва Давидовича. Часть его энергичной речи: «Наука не простая вещь, и общественная наука в том числе, — это гранит, и его надо грызть молодыми зубами. Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!» И наоборот, фраза «Учиться, учиться и учиться» у Ленина — отсутствует, есть лишь отдаленно близкая. Известный поэт и писатель Семен Липкин вспоминал: «Все комсомольские поэты первого поколения, как и весь тогдашний комсомол, были обворожены Троцким». В те годы Троцкий завораживал молодежь, строившую новую, как ей казалось, жизнь. Поэт Александр Безыменский гордо заявлял:

Я грудь распахну по-матросски...
И крикну: «Да здравствует Троцкий!»

Занятно, что и у Маяковского (называвшего поэзию Безыменского: «морковный кофе») в поэме «Владимир Ильич Ленин» есть другая, но тоже — военно-морская рифма к этой же фамилии-кличке:

— По приказу товарища Троцкого!
— Есть! — повернулся и скрылся скоро, 
и только на ленте у флотского 
под лампой блеснуло — «Аврора». 

Публиковалась (первый раз) поэма Маяковскогов 1925году. Цензура вымарать не посмела, при всем тогдашнем градусе борьбы и вроде уже достигнутой победе Зиновьева-Каменева-Сталина над Троцким. Ленинградская организация РЛКСМ вынесла постановление об отказе подчиниться решениям 14-го съезда ВКП(б), осудившие троцкизм. В итоге, вольно или невольно, Криворученко признает: «Да, Комсомол долгое время был “вотчиной” Троцкого». — Считает это достоинством, положительным качеством Комсомола… «А Сталин вообще впервые выступил с речью лишь на VIII съезде комсомола в 1928 году, когда Троцкий был изгнан»1.

Криворученко:

Наибольшей критике взгляды Л. Троцкого по молодёжной тематике подвергались в связи с его высказыванием о том, что молодёжь является авангардом авангарда. В этой формуле нет унижения, преуменьшения значения рабочего класса. Что же касается молодёжи, то в силу большей энергичности, смелости, самоотверженности она призвана первою смело идти на социалистические преобразования, её не отягощает груз прошлого. 
Троцкий говорил, что наиболее энергично реагирует на бюрократизм молодёжь, прежде всего студенческая. Он объяснял это тем, что молодые люди более отзывчивы, более остро откликаются на недостатки, а учащаяся молодёжь использует здесь и своё стремление к обобщениям. «...Мы были бы тупицами, если бы не прислушивались внимательнейшим образом к её настроениям». В этой связи он и называл молодёжь «барометром партии». Это определение вызвало критику со стороны партийных и комсомольских вожаков, Сталин его даже интерпретировал так, что якобы Троцкий выступал за то, чтобы открыть шире двери партии для учащейся молодёжи.
Конечно, в годы сталинского культа личности всё делалось для того, чтобы не дать молодёжи в политическом отношении творчески мыслить, иметь особое, отличное от строго официального мнение. «Барометром» единолично становился сам Сталин, и всё, что он говорил, должно было быть линией партии и государства, в других мыслях и суждениях потребности не было».
Логика рассуждения Троцкого не принималась во внимание, нападки делались на вырванные из контекста фразы. Пример этому показал Сталин, голословно поставив вопросы, не дав на них ответа: «Откуда взялось у Троцкого это противопоставление “стариков”, которые могут переродиться, “молодёжи”, являющейся “вернейшим барометром” партии, и “старой гвардии”, которая может бюрократизироваться?»

В советской литературе утвердилось мнение о том, что Троцкий, выступая за мировую революцию, видел задачи молодёжи только в глобальном, общемировом плане и на этом фоне не приемлет каждодневные практические дела комсомола, так называемые «малые дела».

Да, Троцкому хотелось, чтобы революция свершилась во всемирном масштабе, — а кто об этом не мечтал, разве не тем же болел сам Ленин. И вот в контексте мировой революции Троцкий назвал практические, обыденные задачи «малыми делами», в арифметическом, умозрительном сравнении так оно и должно быть. Но в то же время он не отвергал «малые дела», наоборот, подчеркивал необходимость их решения в интересах настоящего и будущего. В статье «Мысли о партии» Троцкий раскрыл свои взгляды на «малые дела», один из разделов он так и озаглавил: «Молодёжь и полоса "малых дел"». Из этой статьи видно, что под «малыми делами» он подразумевал обычные, каждодневные дела народа — починить мосты, учить грамоте, снизить себестоимость сапога, бороться с грязью…
Тут, пожалуй, и обозначим пункт важнейшей политической развилки. Троцкий стал заботиться о нуждах народа: «починке мостов, обучению грамоте, снижении себестоимости сапога, борьбе с грязью». Для многих и сегодня это — только хитрая уловка дьявола, «демона революции». Сами слова заботы о народе — в устах Троцкого могут быть лишь глумлением, «насмешкой ада». Но мера искренности Троцкого оказалось для Истории — неважна. А важным стало другое. Всему населению (пока не употребим высоких слов: народ, страна) был хорошо известен прежний главный лозунг Троцкого: «Россия — это лишь запал, хворост, с помощью которого мы разожжем Мировую революцию». — А теперь вдруг… малые дела и заботы. Себестоимость сапог, починка мостов. И дело тут не в мстительности населения: «Ага, то вязанками хвороста хотел нас уложить и запалить, а то о нашей обувке заботиться начал! А вот тебе за это — ледорубом по башке!» — Так могли думать единицы, а большинство населения восприняло это («починка мостов, снижение себестоимости сапога, борьба с грязью») как вполне серьезный рациональный сигнал. И ответило столь же рационально!

Ведь сигнал был по сути: Мировую революцию, «запал и хворост» — отставить, будем обустраивать спокойную жизнь, с сапогами. Ответ аудитории: «Если уж главный мировой революционер это признал — значит точно пора обустраиваться, спокойно жить, работать!» — Но тогда… (тут-то и стартовал большой сюрприз для Троцкого) — доверить это лучше практикам, которым глаза не застил «мировой пожар раздуем». Басня со строками «Беда, коль сапоги(!) начнет тачать пирожник» — была общеизвестна. Так же оставляя в стороне вопрос о гении или сверх-сверх-гении Сталина, отметим его исходное преимущество в борьбе с Троцким: на нём «не висели» мировой пожар и «Россия — хворост, запал для взрыва». Возможно, эта моя почти примиряющая версия поражения троцкизма в ВЛКСМ и СССР покажется слишком примитивной, «объяснением на пальцах». Подкрепим её цитатой из Фридриха Ницше: «Одна добродетель— лучше, чем две. Одна — это узелок, на котором держится судьба». — Возвращаясь к «сапогам»... Троцкий не понимал (если знал) эту ницшевскую максиму.  Думал: «Меня оценят вдвойне. Вот, я могу и мировым пожаром управлять, И сапогами-мостами!» А вышло наоборот.

Противоборство Сталин-Троцкий — архетипический конфликт. Молодежь наполняла троцкистские партии Запада, и сегодня (и всегда!) — самый подвижный страт любого общества: «Блажен, кто смолоду был молод»... В первых рядах всех цветных революций (см. кадры Париж-1968, Майданы 2004, 2014. Сегодня — из Сербии, Грузии, далее со всеми остановками). И то, что мир в целом не перевернулся, не сошел с ума не дождавшись, когда бунтари поумнеют, — заслуга многих здравых политиков, конкретно в СССР — героя этого повествования. 


«Комсомолец — на самолёт!» Лозунг IX съезда ВЛКСМ на агитплакате 1930 гг.

Примечание:

С «изгнанием» автор может и поспешил на год, но саму суть вопроса  он фиксирует совершенно верно. Сталин впервые выступил на съезде ВЛКСМ, когда Троцкий был в СССР политически повержен.  
Другие варианты перевода. Tugend: полезное качество, умение, владение каким-либо искусством. В нынешнем молодежно-интернетном  словаре это понятие  утвердилось как «скилл»  от английского skill.