До свидания после войны. Сергей

ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА

Сергей Алексеевич ВАСИЛЬЕВ родился в 1923 году в Старой Руссе.

Выпускник образцовой средней школы № 1, Сергей отлично учился, увлекался спортом, писал стихи. Он, как и многие другие его ровесники, рвался на фронт, полагая, что "если не он, то кто же защитит страну?". Болезненно переживал Сергей свою близорукость, как препятствие к тому, чтобы стать фронтовиком. Он доброволец, сначала рыл окопы под Ленинградом, а затем, окончив командирские курсы, ушел в действующую армию, стал старшим лейтенантом.
Сохранились два письма Сергея дяде Валентину - учителю. Его письмо родителям стало последним.
Сергей Васильев погиб в боях за Ленинград

9 августа 1941 года

"Здравствуйте, дядя Валя! Нахожусь пока на прежнем месте. Здесь пробудем еще дня 2 - 3, потом поедем воевать. Дело в том, что к нам приехал представитель из ОК ВЛКСМ и объявил запись добровольцев. Я пошел в штаб стройки и подал заявление, т. е., иначе говоря, последовал вашему примеру в 1919 году. Нас направили в Ленинград на комиссию, а потом на 45 дней в учение, после чего в бой. Я не знаю, как Вы относитесь к этому, но думаю, что ругать не будете. Я это сделал потому, что не могу быть в тылу, когда на фронте гибнут люди. Я пойду мстить за них, за Руссу, за папу. Я иду, не боясь. Эти дни отбили у меня чувство страха. К свисту пуль и взрывам я уже немного привык, а к остальному привыкну там. Знайте одно, что если комиссия забракует меня, то я или не вернусь совсем, или вернусь с оценкой командования, а может быть, и правительства моих будущих боевых дел.

Будьте здоровы. Привет вашим товарищам по боевой жизни. Я уверен, что вернемся мы все вместе с победой. Надеюсь, что после войны вы еще выпустите из школы не одну сотню учащихся.

Желаю скорой и полной победы. До скорого свидания. С. Васильев".

13 августа 1941 года

"Товарищ воентехник 1-го ранга! Отправляясь в ряды действующей Красной Армии, уведомляю Вас об этом.
Дядя Валя!

13 августа мы отправляемся в Ленинград для зачисления добровольцами в ряды РККА. Если только комиссия найдет меня пригодным к службе, то я обещаю, что буду честно драться. Я приложу все силы, а если понадобится, то и отдам жизнь, чтобы уничтожить врага.

Обещаю Вам, что буду стоек в бою, буду драться до последнего патрона. Живым, во всяком случае, фашистам не сдамся.

Дядя Валя, наши все ушли из города. Тетя Катя все время находилась в Пересе вместе с тетей Валей и всем их семейством. Мама и папа, по-видимому, в Поддорье. Сейчас о них ничего не знаю. Привет всем Вашим товарищам по боевой работе. До свидания после войны. Сергей".

31 октября 1942 года

"Здравствуйте, мои дорогие и любимые мама, тетя Катя, Катюша, Петя и моя маленькая милая Валюша! Как вы там живете? Что делаете? Я живу неплохо. Воюю пока тоже не худо. За папу, за свою кровь и за ваши страдания уже немного немцы получили от меня. 28 из них не будут больше осквернять наш воздух своим дыханием.

Вы, наверное, встревожились, прочитав на обратном адресе, что я нахожусь в госпитале? Спешу успокоить: рана не опасная. На левой ноге осколок порвал кожу и вырвал кусок мяса. Но ничего, скоро уже выпишусь, еще день-два - и все в порядке. Перед ранением меня контузило 23 сентября. В себя пришел я 26-го. Была такая же история, как у Шурика, но полегче. Только сейчас вижу очень плохо.

Меня послали в мае месяце на курсы младших политруков. В августе кончил их и в бой. Сейчас ожидаю переаттестации на лейтенанта, послал бы вам денег, да не могу пока, так как финчасть не выплачивает мне. Прибуду в часть, так вышлю. Как живет и что делает моя милая Валюшка? А Пете скажите, что если он будет хорошим мальчиком, то я привезу ему компас, настоящий компас, который светится в темноте.

Будьте так добры, сфотографируйтесь и пришлите мне карточку... Напишите мне, что с дядей Ваней, нянюшкой и дядей Степаном? Где они? Что с Балябиными? О ком из знакомых что знаете? Пишите обязательно, но только по адресу, который я пришлю в одном из писем в скором времени.

Любящий всех вас Сергей".