И снова Бой...

На модерации Отложенный

 

И снова Бой.....

  • 9 Янв, 2011 at 3:48 AM

«Тяжкое и неблагодарное это дело – заниматься в России литературной критикой. И опасное порою до смерти. Еще Белинскому император Николай I казематом грозил, и Писарев с Чернышевским через камеры Петропавловской крепости прошли. Ну а скольким критикам в 1937-1938 годах всадили пулю в затылок «за контрреволюционную агитацию» - и не сосчитать»[1].

 


В самом конце прошлого года в тверском музее им. Салтыкова-Щедрина прошла презентация 13-го выпуска «Тверского литературного альманаха». О самом альманахе напишу в другой раз, поскольку он требует дополнительного осмысления. В тот же вечер публике были представлены новый проект издательства «Научная книга» газета «Горизонты культуры. Тверской регион» и свежеизданный сборник очерков критика Александра Бойникова «Заложники иллюзий». О последней книге мне и хотелось бы поговорить сегодня.

Читать книгу Бойникова я начал буквально с момента торжественного написания автором на титульном листе нескольких приветственных строк в мой адрес и передачи ее мне в руки. Пока остальные гости презентации собрались за столом с шампанским, я уже пробегал глазами оглавление, чтобы скорее узнать кто же из тверских литераторов на этот раз попал под «расстрел» непотопляемого и беспощадного Александра Михайловича.

«Александр Михайлович Бойников

Родился в 1960 году в поселке Тетьково Кашинского района Калининской (ныне Тверской) области. Окончил факультет романно-германской филологии Калининского (ныне Тверского) государственного университета по специальности «немецкий язык и литература». Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и новейшей русской литературы ТвГУ. Член Союза писателей России (2003), член Союза журналистов России (1997), лауреат литературной премии имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (2006).


Автор книг «Поэзия Спиридона Дрожжина: Монграфия» (Тверь, 2005), «Аполлон Коринфский: неизвестные страницы биографии, письма, стихотворения» (Тверь, 2005), «О поэзии, критике и дегенерации: полемические статьи, рецензии, фельетоны» (Тверь, 2006), «Каблуковские гримасы: цикл полемических статей о Каблуковских литературных встречах» (Тверь, 2007) и более 500 научных, литературно-критических, краеведческих, публицистических статей и иных журналистских материалов»[2].

 

Каждая новая статья Бойникова обязательно вызывает интерес и жаркое обсуждение, непременно ведет за собой восхищение и благодарность небольшой группы талантливых авторов и людей, умеющих по-настоящему ценить литературу, а также возмущение и раздражение со стороны толпы псевдописателей. И нужно отдать должное Александру Михайловичу, что он сам прекрасно понимает и представляет те последствия, которыми может обернуться публикация его статьи, не говоря уже о целой книге: «Долго думал над тем, а стоит ли начинать эти заметки? Не вызовут ли они очередную околитературную драчку по принципу «сам дурак», тут же переходящую во взаимные оскорбления на радость любителям всевозможных склок, как уже не раз случалось? Однако «кризис назрел»…»[3].

На этот раз объектом интереса критика стала Тверская писательская организация, а точнее Тверское отделения Союза писателей России (именно так сегодня называется эта организация); ну а если быть совсем точным, то под прицел попали участники известных Твери событий – развала некогда авторитетной и крепкой организации.

В своем сборнике Бойников ярко в лицах описывает исторический период – кризис ТПО (2006-2010 гг.). Приводя порой тексты документов, ставших ныне историческими. Например в книге мы можем найти письмо членов ТПО в адрес экс-руководителя организации В.Самуйлова с просьбой активно заняться нерешенными проблемами Тверского отделения Союза писателей России. Подобное издание в будущем вполне может стать отличным информационным пособием для краеведов и увлекающихся литературной историей Верхенволжья. Книгу Бойникова можно назвать летописью «агонии» Тверской писательской организации.

Заявку на то, что книга скорее всего станет самым читаемым увлекающимися региональным литературным процессом изданием, ей придает претендующая на скандальность аннотация: «Автор безо всяких прикрас описывает порочные нравы, царящие сегодня в Тверской писательской организации, которую ее прежнее руководство довело до полного коллапса, а нынешнее поставило на грань раскола…»[4].

В сборник вошло 16 статей, большинство из которых уже публиковались в разное время в различных периодических изданиях. Вошли в сборник и материалы, которые публикуются впервые. Таким образом критик сложил в единое полотно ту мозаику своих мыслей по поводу медленного, но верного развала писательского сообщества в Тверской губернии. 

 

На мой взгляд книга Бойникова появилась на свет чрезвычайно вовремя, поскольку проблема есть. Пик разговоров об этой проблеме прошел уже несколько месяцев назад и постепенно начал затихать, давая возможность проблеме спокойно развиваться, расти и колоситься. Именно сейчас и нужна подобная книга, чтобы лишний раз напомнить и заставить задуматься.

Нужно отдать должное Александру Михайловичу за то, что он один из немногих (а может даже и один единственный!) в тверском литературном и окололитературном пространстве, кто видит изъян и открыто говорит об этом что называется «в лоб». Основная же часть наших авторов поговорят, поосуждают, пообсмеют господина N и его очередной сборник не совсем высокохудожественных произведений, да помчатся к нему на презентацию по первому приглашению, дабы высказать не понятно откуда взявшееся восхищение и преклонение перед «талантом». С сожалением должен признаться, что до недавнего времени сам грешил подобной «литературной проституцией». Какое-то сообщество приспособленцев получается, болото. Поэтому и хочется еще сказать несколько слов признания дизайнеру обложки, умело понявшего Бойникова и увидевшего наяву то, о чем хочет сказать в своем сборнике критик.

Все, кто знает Александра Бойникова, как человека и как литератора, подтвердят мои слова о том, что это человек юридически грамотный, въедливый филолог с развитым логическим мышлением. Переспорить его не простая задача, обойти игрой слов в полемических статьях тяжело, поймать на нелогичности и непоследовательности – невозможно. Многие уже поломали зубы о «скалу» Бойникова: и в газетах грязью поливали, и по судебным разбирательствам таскали. Стоит «скала» и никакой ветер ей не страшен, потому что за правое дело стоит. Вполне логичным и нужно отметить оригинальным, стал эпиграф, выбранный Бойниковым для своего сборника:

«При этом необходимо отметить, что Бойников А.М. является литературным критиком, и ему присуща ирония в высказываниях, которая не может быть предметом судебного разбирательства, поскольку одно и то же ироничное высказывание разные люди воспринимают по-разному.

Из вступившего в законного силу решения Заволжского районного суда г.Твери по гражданскому делу № 2-222/2010 от 26 апреля 2010 г.»[5]

 

Шума будет вокруг этого сборника еще много. Ну если и не шума, то зубоскальства и желчного бормотания о «непрофессионализме» критика хватит с лихвой. Я же аплодирую Александру Михайловичу стоя! Главную мысль, ради чего издан сборник, можно найти в статье «Тверские писатели: первые ростки единения»: «давайте при встречах друг с другом не отворачиваться, а здороваться за руку и обмениваться хотя бы парой-тройкой фраз. Собратья по перу всегда найдут общие темы для разговора»[6].

И в завершении я хочу сказать, что очень рад тому, что сегодня Александр Бойников в числе людей, делающих «Тверской литературный альманах». Его имя, как литературного редактора, сравнимо с грифом «проверено - качественно».



[1] Бойников А.М. Заложники иллюзий. Невеселые размышления о судьбах местного писсообщества: Полемические статьи, памфлеты и фельетоны. – Тверь: Научная книга, 2011, С.18 
 
[2] Там же, С.119 
 
[3] Там же, С.5 
 
[4] Там же, С.2 
 
[5] Там же, С.3 
 
[6] Там же, С.35