Этикет, распорядок дня, правила чистоты

На модерации Отложенный

http://www.krishna.ru/culture-and-tradition/86-vaishnavism/367-etiquette-rules-cleanliness.html

Древние тексты описывают идеальное общественное устройство – варнашрама-дхарму , где каждый человек исполняет свой долг в соответствии со своей варной (сословным положением) и ашрамой (укладом, соответствующим той или иной стадии жизни)

Хотя у вайшнавов нет специальных трудов по этике, вопросы, связанные с этической проблематикой, занимают видное место в традиционной литературе и произведениях ачарьев. Древние тексты описывают идеальное общественное устройство – варнашрама-дхарму , где каждый человек исполняет свой долг в соответствии со своей варной (сословным положением) и ашрамой (укладом, соответствующим той или иной стадии жизни). Насчитывалось четыре варны – брахманы (жрецы, ученые), кшатрии (правители и воины), вайшьи (торговцы, земледельцы) и шудры (рабочие, слуги) и четыре ашрамы – брахмачари (ученики), грихастхи (семейные люди, домохозяева), ванапрастхи (отшельники) и санняси (странствующие монахи). В Пуранах и «Махабхарате» содержится множество образов благочестивых брахманов, подвижников и аскетов, пекущихся о духовном благополучии общества, а также святых царей-мудрецов (раджа-риши), мужественных, справедливых и заботливых по отношению к своим подданным. Типичными примерами таких раджа-риши являются царь Юдхиштхира, старший брат Арджуны, человек, который ни разу в жизни не солгал, и царь Рантидева, который, страдая сам от голода и жажды, роздал голодным всю свою пищу и питье. Для общества в целом следование правилам варнашрамы считалось этической нормой и основой морали. Однако одним лишь этим вопрос не исчерпывался, по крайней мере для индивида.

Недостаточность одной лишь варнашрама-дхармы для достижения человеком нравственного и духовного совершенства хорошо показана в «Бхагавад-гите», главный вопрос которой несомненно этический. Вся проблематика «Гиты» разворачивается на фоне смятения Арджуны, поставленного перед необходимостью нравственного выбора – исполнить свой долг кшатрия, обратив оружие против родственников, или нарушить долг, отказавшись от битвы. Отвечая на вопросы Арджуны, Кришна объясняет ему, что воинский долг, который является дхармой Арджуны, обязательно должен быть исполнен. Однако в материальном мире даже строгое соблюдение дхармы не избавляет человека от ошибок и разочарований. Трагизм существования в том, что даже праведность, т.е. следование высшему эталону человеческого поведения в этом мире, не есть совершенство и не может принести счастья. Единственный способ совершать поступки, не приносящие страданий ни тому, кто их совершает, ни окружающим его людям – действовать во имя Кришны и под Его руководством, посвящая Ему плоды свих деяний. Как учит «Бхагавад-гита» (13. 8-12), тот, кто стоит на этом пути, должен стремиться развить в себе лучшие человеческие качества – скромность, смирение, нежелание причинять вред, терпимость, простоту, чистоту, стойкость, склонность к самодисциплине, отрешенность, отсутствие эгоизма, и т.д (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бхагавад-гита как она есть. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1992 с. 610-611). Так можно достичь как совершенства в исполнении долга, так и высшего совершенства жизни.

В «Шикшаштаке», Своем единственном произведении, Шри Чайтанья провозглашает главную этическую максиму вайшнавов (3): «Оставаясь смиреннее травы и терпеливее дерева, без желания почтения к себе но с готовностью оказывать почтение каждому, следует всегда славить имя Хари» (Sri Caitanya Mahaprabhu. Sri Siksastaka. Bombay, Harmonist Publications, 1991 p.31). В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22) приводится беседа, в который Шри Чайтанья объясняет Санатане Госвами двадцать шесть качеств вайшнава, главным из которых является преданность Кришне (Bhaktivedanta Svami Prabhupada A.C.

Sri Caitanya-caritamrta. 17 vol. Los Angeles, Bhaktivedanta Book Trust, 1975 vol. 8 p.371-372). Преданность – условие обретения всех остальных качеств, утрата же ее ведет к деградации человека. Но любовь к Богу неотделима от любви ко всем остальным существам. Кришна отвергает того, кто поклоняется Богу, но, преисполненный гордыни, не понимает, что Бог пребывает в сердце каждого. Тот, в ком любовь уже пробудилась, начинает испытывать сострадание к тем, кто лишен этой любви и стремится во что бы то ни стало помочь им. Примером такого сострадания может служить Васудева Датта, один из учеников Шри Чайтаньи, который, думая о том, что множество падших живых существ страдают в аду и многие еще туда отправятся, был не в силах смириться с мыслью об их муках и молил Шри Чайтанью, чтобы тот позволил ему взять на себя грехи всех этих несчастных и пойти в ад самому, чтобы страдать там вместо них.

Признавая варнашраму, т.е принцип сословного устройства общества, Шри Чайтанья вместе с тем считал, все люди равны перед Богом и отличаются друг от друга лишь степенью духовной чистоты и любви к Кришне. Даже чандалу, если он встал на путь преданного служения, следует почитать наравне с брахманом, а также допускать к слушанию Вед и исполнению ритуалов, поскольку имя Бога способно очистить каждого. В этом существенное отличие бенгальского вайшнавизма от других вайшнавских течений, где кастовая система играла большую роль, а также от школы последователей Шанкары, который писал, что шудре, ненароком услыхавшему ведические мантры, следует залить уши расплавленным свинцом. Благодаря признанию равенства людей перед Богом распространение вайшнавизма стало возможно на Западе именно в традиционном виде, а не радикально реформированном, в каком представлены, например, различные неоведантические учения.

Этикет, распорядок дня, правила чистоты.

Вайшнав должен относиться почтительно ко всем, особенно к другим вайшнавам. Старшим необходимо оказавать почтение, а младшим – поддержку и покровительство. Особо нужно почитать гуру и санньяси. К любой женщине, кроме собственной жены, следует относиться как к матери. Вайшнавы ежедневно должны кланяться друг другу, прося прощения за все вольные или невольные обиды, которые они могли в течение дня друг другу нанести. Кланяться друг другу необходимо также после разлуки. Рупа Госвами в «Упадешамрите» (4) перечисляет шесть элементов общения вайшнавов: «(он) дает и принимает (дары), говорит и спрашивает о сокровенном, угощает и принимает (прасадам) – таковы шесть признаков любви» (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Нектар наставлений. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1991 с.39).

Время жизни драгоценно, поскольку оно предназначено для служения Кришне. Самое лучшее время суток – раннее утро, поэтому вайшнавы стараются рано ложиться и рано вставать. Живущие в ашрамах обычно поднимаются до восхода солнца, принимают душ и отправляются на богослужение, затем каждый индивидуально повторяет на четках маха-мантру, далее следует лекция по «Бхагавата-пуране», после чего вайшнавы собираются на совместную трапезу. Вечером посещают еще одно богослужение и лекцию по «Бхагавад-гите». Семейные люди как правило придерживаются собственного распорядка, однако также стараются встать по возможности раньше, чтобы посвятить лучшие часы духовной практике.

Вайшнавам рекомендуется заботиться о своем теле, помня о том, что тело, в котором присутствует Параматма, есть ни что иное как храм Бога. Необходимо соблюдать правила гигиены и поддерживать тело в чистоте, поэтому принято полностью мыться один-два раза в день, ежедневно надевать чистую одежду, содержать в чистоте жилье, следить за своим здоровьем.