«Потемкинская сила/держава»

На модерации Отложенный


Мало кто обратил внимание на то, что подготовленный к Мюнхенской конференции доклад о проблемах безопасности в мире был озаглавлен в этом году словом «Мультиполяризация» (Multipolarisation), а раздел, посвященный России, носил название Power Potemkin, или «Потемкинская сила/держава». И вот о чём там шла речь:
 
  «Несмотря на уверенность в себе, с которой Россия провозглашает свое особое положение в мировом порядке, бросается в глаза несоответствие между ее самооценкой и реальной силой. Россия выпала за пределы мировой десятки крупнейших экономик мира, отставая от Италии, Канады и Бразилии.
 Её сокращающееся население в 145,4 миллиона сегодня меньше, чем в Пакистане, Нигерии или Бангладеш.
 
 Впечатляют только военные расходы: военный бюджет России объёмом 428 миллиардов - третий в мире после США и Китая. Расходы НАТО на коллективную оборону в размере 1,390 триллиона долларов США превышают возможности России, но её ядерный потенциал по-прежнему - самый большой в мире по количеству боеголовок.
 
 Однако России становится все труднее сохранять сильную позицию по мере того, как затраты на ее геополитические предприятия, особенно ее войну против Украины, растут все выше. Столкнувшись с экономической неопределенностью, имперским перенапряжением и очень изнурительной войной, неясно, сможет ли Россия продолжать сохранить позиции полюса нового мира».
 
  Политический капитал страны - это всё-таки не боеголовки, а экономика и человеческие ресурсы. Сделав ставку на войну, Россия проиграла в тылу. 


https://t.me/akalitin/1069

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

Проблема не в падающей экономике на самом деле. Это мало кого беспокоит. В Европе, к примеру, тоже дела обстоят не блестящим образом, а немцы вообще бьют в барабаны, говоря о крайне тяжелом экономическом положении.
 
 Для страны, чтобы считаться значимой страной мирового порядка, нужно совершенно иное - нужен проект развития, проект будущего. Который понятен и самой стране, и всему остальному миру. Его можно не принимать, с ним можно конфликтовать, но он должен быть.
 
 У России такого проекта нет. Ни для внутреннего употребления, ни тем более в качестве его проекции вовне. А страна без будущего не может считаться серьезным игроком.
 
 Проблема российской знати в том, что она как была антиэлитой - то есть, социальной группой без проекта развития страны, так ею и осталась даже после четверти века владения страной. Ограбление территории - это не проект, это просто ограбление. «Кочевой бандит», неспособный создавать устойчивые институты и конструкции, а лишь имитирующий государственное управление как прикрытие разграбления страны, не может претендовать на субъектность по тем же самым причинам, по которым криминал всегда остается маргинальной прослойкой в любой нормальной стране. Преступность - это всегда про перераспределение, а не про развитие. Криминальные боссы, которые сегодня рулят страной, ментально остались такой же гопотой в трениках, с позиции которых они стартовали в девяностые во власть.
 
 И вот с этим ничего поделать нельзя. Криминальные режимы всегда выпадают из истории, и чем дольше в нашей стране продолжается подобное положение вещей, ем сложнее и дольше ей будет возвращаться в число значимых.