Мышление – развиваемая способность

На модерации Отложенный

Комментарий к посту "Анатомия человечества. Жизненные ценности и мышление".

"Риторический вопрос о мышлении: возможно ли мышление «само в себе», как независимый феномен, или, всё-таки, мышлению предшествуют жизненные ценности и установки людей".

Мышление "само в себе" – конструкт, не имеющий смысла – как инструмент без дела. Чтобы не гадать, надо уметь понятия определять.

"Мышлению предшествует" обучение умению рассуждать. Рассуждение – это именно развиваемая способность (умение), а не природная. "Жизненные ценности" – не сами они, а понимание их, – формируется мышлением. "Установки людей" (убеждения) – тормоз для мышления.

"Ответ, разумеется, очевиден, он заключается в том, что качество и содержание мышления детерминировано всегда мировоззрением человека...".

Не всё то видно очами, что доступно умозрению. Мышление, способность к рассуждению – она или есть, или её нет. А "качество и содержание" способности – это про что?

Не мышление "детерминировано" мировоззрением, а мировоззрение "предопределено" мышлением. Мировоззрение – система представлений (понятий). Но в выворотном сознании всё наоборот.

"Отсюда, как результат, плюрализм мнений, существование множество «правд»."

Мнение – это необоснованное суждение. Необоснованное логикой (рассуждением в понятиях), то есть мышлением.

"Плюрализм мнений" – он не "отсюда", а от отсутствия понятий.

У каждого своё представление о "правде", а правда по определению (как представление о правильном) – одна. Правильное – то, что наиболее обосновано.

"Этот парадокс в познании истины на философском языке называется соотношением субъективной и объективной истины".

Истина есть то, что есть в действительности. Действительность (всё осуществлённое) объективна по определению, а субъективны – представления о ней . "Парадокс" – когнитивный диссонанс от "непознанности истины" (от беспонятий).

"Несмотря на наши претензии на объективную истину, истина всегда субъективная, всегда относительная".

Истина – это сама "объективность". А "объективная истина" – то же, что и "объективная объективность", или "истинная истина". "Субъективная истина" – не истина, а субъективное – то есть не истинное (неправильное), представление о ней.

"Можно сказать, что субъективная истина - это «объективная истина» с поправкой на человеческие предубеждения".

Сказать можно – но не нужно. "Человеческие предубеждения" – вот это и есть сама истина: то, что существует в действительности. Как и истина то, что необучаемым не свойственно мышление.