Что «Big Tech» делает с миллиардными прибылями?
На модерации
Отложенный

Сейчас сезон отчетности, и многие компании представляют свои данные за 2024 финансовый год. В частности, пять крупнейших технологических компаний США - Apple, группа Facebook Meta, Amazon, Microsoft и материнская компания Google Alphabet - сообщают о прибыли в десятки миллиардов. Откуда берутся эти суммы? И что с этим делают компании?
Насколько высока прибыль?
За прошедший финансовый год материнская компания Google Alphabet достигла рекордной прибыли в размере более 100 миллиардов долларов. Материнская компания Meta в Instagram, Facebook и WhatsApp также достигла рекордной прибыли в 62 миллиарда долларов в 2024 году. Apple опубликовала почти головокружительный результат после вычета всех пошлин и налогов: 93,7 млрд долларов — но даже немного потеряла по сравнению с предыдущим годом.
Прибыль Microsoft после уплаты налогов составила более 80 миллиардов долларов; Amazon вышел на 59,2 млрд долларов. Розничный гигант Amazon даже увеличил свою операционную прибыль на впечатляющие 86 процентов по сравнению с предыдущим годом.
Насколько велики доходы корпораций по сравнению с ними?
В целом, все пять компаний входят в десятку лучших компаний с самой большой прибылью в мире. Единственной компанией, которая в последнее время постоянно затмевает все технологические компании, стала нефтяная компания Saudi Aramco. В 2022 году государственная саудовская компания достигла рекордной прибыли в размере более 160 миллиардов долларов. В прошлом году прибыль значительно упала и составила «всего» около 120 миллиардов долларов.
Другие мегакорпорации также едва ли могут угнаться за прибылью крупных технологических гигантов. Например, крупнейшая в Европе промышленная группа Volkswagen получила прибыль в размере около 22,6 млрд евро в все еще стабильном 2023 финансовом году. В том же году Deutsche Bank получил чистую прибыль в размере 4,21 млрд евро, что кажется почти мелочью.
Alphabet генерирует почти столько же, сколько Греция
Бюджеты многих стран также ничтожно малы по сравнению с прибылью Google и Ко. По данным Евростата, общий объем государственных доходов члена ЕС Португалии в 2023 году составил около 116 млрд евро, Греция достигла 108 млрд - лишь немного больше прибыли Alphabet.
В общей сложности двенадцать государств ЕС имеют доход значительно менее 100 миллиардов евро в год. Третья по величине экономика мира, Германия, в 2023 году получила 1,9 триллиона евро федеральных, местных и государственных доходов.
С чем корпорации ведут свой бизнес?
Как в Meta, так и в Alphabet реклама до сих пор была самым важным источником дохода. Apple делает самые большие продажи со своими iPhone. В корпорации Майкрософт бизнес-продукты, такие как Teams или Office, являются наиболее важными источниками прибыли. Тем не менее, происходят изменения, особенно когда речь идет об облаке и искусственном интеллекте. Все компании вкладывают здесь огромные средства и в последнее время смогли значительно увеличить свои продажи.
Это отражено и в цифрах. В Microsoft, например, бизнес облачных вычислений и искусственного интеллекта уже обогнал по выручке от офисных продуктов — но подразделение пока не такое прибыльное. Amazon уже давно стал не только гигантом электронной коммерции, но и ведущим поставщиком облачной инфраструктуры.
Почему технологические компании так успешны?
Скажем прямо: когда вы в последний раз использовали поисковую систему, отличную от Google? Эксперт по цифровым технологиям Ролан Фиге говорит tagesschau.de: «Amazon, Facebook и Co. выступают за определенные продуктовые линейки, в которых они являются единственным или самым важным игроком на рынке: Amazon — за цифровые покупки, Meta — за социальные сети, Microsoft — за приложения для ПК и так далее».
Но способ, которым корпорации пришли к этому доминирующему положению, всегда является объектом яростной критики. Например, медиаученый и цифровой предприниматель Мартин Андре. Он является автором книги «Big Tech muss weg», для которой оценил, в том числе, как в трафике немецкого интернета доминируют американские платформы.
Неужели наблюдатели картеля смотрели в другую сторону?
Андре говорит: «Успех корпораций можно объяснить формированием монополий и защитой их привилегий посредством неправильного регулирования и надзорных органов». Это значит, что антимонопольные органы проспали или закрыли глаза, а мегакорпорации появились. Различные привилегии и лазейки в регулировании были на руку даже монополистам.
Андре, который является адъюнкт-профессором медиаисследований в Кельнском университете, приводит в качестве примера тот факт, что в Германии запрещено достигать доли рынка более 30 процентов зрителей в телевизионном секторе на постоянной основе. Это служит для предотвращения концентрации власти общественного мнения, которая ставит под угрозу демократию. Однако в случае цифровых медиа разрешены монополистические доли рынка; Например, Meta имеет 83 процента использования в социальных сетях, а Google — 88 процентов в поисковых системах, говорит Андре.
Кроме того, надзорные органы не предотвратили многих приобретений конкурирующих компаний. «Например, в 2014 году, когда Facebook поглотил WhatsApp, хотя на тот момент у Facebook уже было аналогичное предложение со своим Messenger», — говорит Андре.
Что компании делают со всеми деньгами?
В общем, компании используют свою прибыль для наполнения своих «военных сундуков», чтобы иметь резервы для дальнейших дорогостоящих закупок. Тем не менее, прибыль также используется для инвестиций, чтобы сделать продукцию лучше или открыть новые сферы бизнеса
В последнее время критикуется, в частности, еще одна сфера расходов: потому что корпорации вкладывают много денег в политическое лоббирование. В исследовании 2023 года неправительственная организация LobbyControl подсчитала, что цифровая индустрия ежегодно тратит на лоббирование более 113 миллионов евро только в контексте ЕС. Самая большая разовая статья расходов пришлась на Meta (восемь миллионов евро), за ней следует Apple с семью миллионами евро. Microsoft и Google также вложили несколько миллионов в политическое влияние в Брюсселе.
В последнее время также неоднократно звучала критика в адрес пожертвований компаний или их генеральных директоров новому президенту США Дональду Трампу. Проблема заключается в том, что компании и их менеджеры хотят обеспечить политику, которая максимально благоприятна для бизнеса за счет пожертвований.
Может ли так продолжаться?
Эксперт по цифровым технологиям Фиге говорит: «Данные — это новая нефть, а искусственный интеллект — это новые источники нефти. Это не изменится в ближайшее время». К слову о нефтяных компаниях: Fiege может представить, что одна из технологических компаний сможет обогнать нефтяного гиганта Saudi Aramco по прибыли в ближайшие годы. В Европе нет ни одной компании, которая могла бы идти в ногу с крупными технологическими гигантами.
С политической точки зрения, в настоящее время для технологических гигантов наблюдаются зеленые признаки, особенно из-за нового президента США. В отличие от ЕС, в США Закон Шермана является мощным инструментом, позволяющим разрушить монополии, подчеркивает Андре. Среди них в настоящее время ведется судебный процесс против Google, который касается спин-оффа браузера Chrome.
Но медиаученый говорит: «Нынешняя администрация США уже вступила в коалицию с крупными технологическими компаниями. Я не думаю, что это правительство США собирается разрушить цифровые монополии».
Комментарии