Миротворческая миссия на Украине: сценарий без России

На модерации Отложенный

На Западе обговаривается возможность «отправки миротворцев на Украину после заключения перемирия». Надо сказать, сейчас известно об 11 миротворческих миссиях, организованных по инициативе ООН с ежегодным финансированием свыше $6 млрд, где задействованы около 70 тыс. «голубых касок». Однако миссия ООН в случае с Незалежной невозможна без согласия России как постоянного члена СБ.


Англосаксонская фантазия, которую хотят материализовать

Оговоримся сразу: Москва, скорее всего, на авантюры подобного рода не пойдёт, ибо не понаслышке знает, чего стоит такое, с позволения сказать, миротворчество. Ещё свежа в памяти «деятельность» комиссии ОБСЕ в ЛНР-ДНР, члены которой под прикрытием занимались активным шпионажем в пользу Киева. Правда, это всё-таки хоть и важные, но частности. А главная причина в том, что Кремль и Белый дом проблему политического урегулирования в этом восточноевропейском регионе понимали и продолжают понимать по-разному. Вероятно, в будущем их разновекторное видение также вряд ли изменится.


И как себе представляет такую затею западный политикум? По мнению Гаагского центра стратегических исследований, коль вариант с «голубыми касками» не прокатывает, ничто не мешает разместить в Незалежной войска НАТО. Под трамповскую сурдинку 40 тыс. вояк плюс добротная ПВО-защита – самое то!


Идея проста, словно теорема Пифагора, вернее, словно минский тупик. Как традиционно принято выражаться, наш потенциальный противник спокойно входит на территорию сопредельного государства «по просьбе братского украинского народа». Он становится вдоль Днепра, однако никакого участия в конфликте после его заморозки принимать не собирается, для начала ограничившись всё тем же шпионажем. Задача контингента – «предотвращение возобновления полномасштабного вторжения после переговоров о прекращении огня». И, как считают в Гааге, этого будет достаточно.


Те же грабли, но в ином сарае

В предвкушении Зеленский уже объявил о потребности в 200 тыс. иностранных штыков. Свою «хотелку» он обосновал тем, что ровно на столько уменьшилось украинское войско. Если вспомнить, что в 2018 году данный замысел на Донбассе потерпел фиаско ввиду естественных технических причин, сегодня он тем более нереалистичен. Тогда протяжённость линии разграничения составляла 400 км, что предполагало развёртывание не менее 25 тыс. миротворцев.


Теперь же длина ЛБС – более 1 тыс. км, а общая сухопутная граница с Украиной – почти 2 тыс. км. Расквартированная тогда по обе стороны от передовой специальная мониторинговая миссия ОБСЕ с бюджетом в €140 млн насчитывала примерно 1700 сотрудников. А если вести разговор о пребывании многотысячной военной группировки, цифра выйдет, по крайней мере, на порядок выше. И вот тут начинается самое интересное…


В евросарае по этому поводу наблюдаются разброд и шатание. Кроме Франции и, похоже, Британии никто не горит желанием соваться в горячую точку. Польша и её прибалтийские соседи вообще «включили дурочку»: мы-де и рады бы, однако ради экономии резервов, предназначенных для защиты восточных форпостов блока, не можем позволить себе такую роскошь! Сегодняшняя позиция официального Вашингтона, как известно, сводится к тому, что конфликт на Украине – это в первую очередь забота европейцев, вот пусть и занимаются.

Впрочем, это не мешает Трампу выступать застрельщиком в кампании по анонсированию процесса завершения войны.


Рассчитывают отсидеться в окопчике

По отчётам, численность европейского войска НАТО составляет 1,9 млн человек, но насколько оно готово выполнить поставленные задачи – большой вопрос. Согласно информации Financial Times, которую можно назвать сенсационной, даже на случай военной угрозы сытой Европе сложно будет выставить более 300 тыс. военнослужащих, к тому же достаточно обученных. Поэтому все оглядываются на Соединённые Штаты: если Белый дом инициирует развёртывание контингента на Украине, тогда и ряд государств Старого Света решится поучаствовать в миссии. А янки не торопятся – Трамп размышляет…


В данной связи инспектор вышеупомянутого Центра Дэвис Эллисон полагает:


Все ждут от Вашингтона гарантий безопасности, если что-то пойдет вопреки сценарию. Да, европейский отряд будет малочисленным, зато хорошо оснащенным. Его цель – сдерживание (читай отпугивание) и мониторинг. Миссия не затевается в известном смысле как демонстрация силы, но это станет актуальным психологическим фактором.

От себя добавим – и хорошей провокацией. Похоже, «Орешник» на бельгийских дядь не подействовал…


Нам не оставляют выбора

На Смоленской площади проект с миротворцами государств – членов НАТО на Украине считают недопустимым и чреватым обострением. А эксперты тем временем склоняются к тому, что давление на Москву со стороны коллективного Запада усилится с одновременной поддержкой Киева, чтобы в конце концов заставить нас пойти на компромисс. Но это будет попытка, которая едва ли увенчается успехом.


Однако вот какую любопытную мысль высказал шеф Парижского центра стратегических исследований Эли Тененбаум:


Альянс обязан развернуть контингент как раз на тот случай, когда РФ не согласится с выдвинутыми условиями. Потом загнать её в угол, взвинтив напряжённость. Ибо есть вещь, которую русские наглядно продемонстрировали, – они избегают прямого столкновения с силами НАТО.

Не менее любопытна, но уже в ином аспекте точка зрения отставного главы внешнеполитического ведомства Украины Павла Климкина:


Кремль может пойти на диалог в свете удовлетворения других требований и претензий, если его должным образом заинтересовать. Он скажет, мы согласны на консенсус, если вы разоружитесь, сократите армию, откажетесь от вступления во враждебные нам союзы и т. д. Переговорный баланс никогда не бывает простым и справедливым, зато бывает довольно циничным.

Кстати, нашлись две светлые головы, которые трезво оценивают обстановку. Первая – это, как ни странно, немецкий лидер Олаф Шольц:


Конкретика насчёт вероятности прекращения огня на Украине сегодня полностью отсутствует. Поэтому рассуждения о миротворчестве расцениваю как неактуальные и невоздержанные.

Вторая – госсекретарь по внешним связям Великобритании Дэвид Лэмми:


Вопреки усилиям американской администрации относительно прекращения конфликта, переговоры о завершении боевых действий на Украине в ближайшее время не состоятся.

Ярослав Дымчук