Куда нас послали в Тартусе? Вообще-то мы за мир, но новая сирийская власть явно нарывается
На модерации
Отложенный
В случае силового давления Россия сможет ответить, и сделает это жёстко
На фото: российские военнослужащие возле города Тартус в Сирии (Фото: AP/TAСС)
Ирина Мишина
Министерство обороны Сирии отказало российским военным в допуске на базу флота в Тартусе, сообщает турецкое издание TRT. Этот инцидент сделал будущее российских военных баз в Сирии еще более неопределенным. Одновременно нам дали понять, что российское присутствие в Сирии больше не желательно.
После случившегося президент РФ Владимир Путин провел телефонный разговор с президентом переходного периода Сирийской Арабской Республики Ахмедом Шараа. Это был первый официальный контакт двух лидеров, что говорит о серьезности сложившейся ситуации. Как сообщили в Кремле, состоялся обмен мнениями о текущей ситуации в Сирии.
Говорили о готовности России «содействовать улучшению социально-экономической обстановки в Сирии, включая оказание ее жителям гуманитарной помощи», но никаких намеков на то, что речь шла о судьбе наших военных баз, не прозвучало. Посомтрим, как будут развиваться события, но накануне всё было очень тревожно.
Колонна из 30 грузовиков с ракетным вооружением, выдвинувшаяся утром с авиабазы Хмеймим, была остановлена военнослужащими, которые подчинятся новому сирийскому правительству. В итоге ее продержали на контрольно-пропускном пункте в Тартусе около восьми часов. После многочасового ожидания и попыток получить разрешение на въезд, колонна вернулась в Хмеймим.
Особенно неприятно, что этот инцидент произошел на фоне недавних заявлений главы Минобороны переходного правительства Сирии Мурхафа Абу Касры о том, что сохранение российских баз в стране будет зависеть от того, принесет ли это выгоду новым властям.
Напомним: Тартус — единственный российский военно-морской логистический узел в Средиземноморье, а Хмеймим — ключевая база снабжения российских сил в Средиземноморье и Северной Африке. В 2017 году Россия получила базы в аренду на 49 лет. И вот сейчас новое сирийское руководство ставит перед Россией жесткие условия.
Не так давно Сирию посетила российская делегация во главе заместителем министра иностранных дел России Михаилом Богдановым.
Особых результатов переговоры не дали, потому что новое сирийское руководство настаивает на выдаче свергнутого сирийского лидера Башара Асада и выплате репараций, поскольку войска РФ помогали Асаду удерживать власть, бомбя города, где находилась оппозиция.
Что ждать от нового сирийского руководства и возможен ли компромисс в отношении российских военных баз? С таким вопросом мы обратились к профессору МГУ и Дипакадемии при МИД РФ, эксперту по Ближнему Востоку Александру Вавилову.
— Я беседовал с членами российской делегации, которая посетила Сирию. Разговор в основном шел по поводу денег, которые нужны новому режиму в Сирии.
Мы знаем, что новое сирийское руководство было связано с ИГИЛ* и «Аль-Каидой"** - одной из самых крупных исламистских международных террористических организаций. Вся их политика сводится к тому, чтобы нажимать на спусковой крючок оружия.
«СП»: Выходит, почти 80 лет дружеских отношений с Сирией можно теперь забыть, мы — враги?
— Я бы не стал так ставить вопрос. За годы сотрудничества мы подготовили для Сирии 150 тысяч специалистов, многие из них учились у нас в стране, знают русский язык.
Среди представителей государственного аппарата Сирии осталось много тех, кто учился в нашей стране и сохранил с ней связи.
«СП»: Что означает демарш с отказом российским военным в допуске на базу флота в Тартусе? Ведь не допустить к военно-морской базе колонну из 30 грузовиков с ракетным вооружением с авиабазы Хмеймим, — это не просто взвод солдат развернуть?
Что означает этот шаг и к чему он может привести?
— Остановив нашу военную колонну с вооружением, сирийские власти, очевидно, хотели показать, какие они независимые. На самом деле это вооружение должны были погрузить на наши военные корабли в Тартусе. Думаю, наш МИД сейчас вмешается в эту ситуацию. В любом случае это говорит о некомпетентности тех, кто в Сирии принимает подобные решения.
«СП»: Есть ли возможность договориться с новыми сирийскими властями хоть о чем-то или наши позиции радикально расходятся?
— Сирийская сторона просит от России денег, но мы можем предложить им иной вариант. Да, вам нужно восстановить разрушенные здания, и мы готовы предоставить вам 30 млн тонн цемента. Мы ждем от сирийской стороны адекватного ответа, — резюмировал эксперт.
В начале февраля Кремль сообщал, что Москва продолжит диалог с новыми властями Сирии по всем темам, в том числе о судьбе российских военных баз в стране. Однако, по информации Bloomberg, диалог Москвы и Дамаска сталкивается с проблемами из-за попыток Турции помешать России сохранить свое военное присутствие в Сирии.
Два высокопоставленных турецких чиновника высказали сомнения относительно перспектив сохранения российских баз в связи с помощью, которую Россия оказывала режиму Башара Асада в борьбе с исламистами.
И если сохранение российских баз невозможно, какие есть варианты? С таким вопросом мы обратились к политологу, зам. декана мировой экономики и политики ВШЭ Андрею Суздальцеву.
— Все вопросы, к сожалению, уже решены без нас. Да, рядом находится Израиль, но США якобы пообещали новому режиму Сирии лояльность израильских властей. Что ж, посмотрим…
Что касается нашей позиции, то мы традиционно не контактируем с террористами и с режимами, которые пришли к власти в результате государственных переворотов. Именно поэтому мы не поддерживаем отношения с лидерами разного рода «майданов».
Что касается Башара Асада, то мы не выдаем законно избранных руководителей, которым оказываем гуманитарную помощь, предоставляя убежище. Что касается репараций, никаких денег мы тоже не обещали.
«СП»: Значит ли это, что мы не договоримся с новым сирийским руководством и вынуждены будем убрать наши военные базы из Сирии? Кстати, куда они будут эвакуированы?
— Нашу военную колонну остановили как раз в тот момент, когда вооружение, находившееся на базе в Хмеймиме, должны были погрузить на корабли, пришвартованные в Тартусе. Мы давали понять, что уходим, но и тут нам устроили препятствие. Потеря базы в Тартусе для нас достаточно чувствительна, потому что она была единственной в Средиземном море и давала возможность прохода к Африке.
Мы планировали переместить наши корабли в Ливию или Судан. Но сейчас в этих странах идет гражданская война. Поэтому мы пока в подвешенном состоянии. С другой стороны, на новое сирийское руководство давит и соседняя Турция, которая хочет занять место наших баз.
«СП»: Насколько я понимаю, сейчас главный вопрос — дадут ли нам спокойно уйти из Сирии или начнут действовать жестко, как в случае с разворотом нашей военной колонны?
— Новое сирийское руководство, каким бы оно ни было, знает нашу силу. И прекрасно понимает: если на нас начать давить, мы уйдем, но оставим после себя выжженную пустыню. И новое сирийское руководство хорошо помнит, что группировку ИГИЛ* разбила именно Россия. Хотя победу себе как всегда приписали США. Но сути это не изменило. Так что сирийское руководство понимает: если что — Россия сможет ответить, и сделает это жёстко.
* Террористическая организация, запрещенная в РФ
** Исламистская террористическая организация, запрещенная в РФ
Комментарии