Чем Украина расплатится за помощь США. Разбор
На модерации
Отложенный
Фото: Global Look Press/Evgen Kotenko
Президент США Дональд Трамп заявил о том, что на грядущих переговорах с Киевом поднимет вопрос об украинских редкоземельных металлах, которые он хочет получить в качестве компенсации за оказанную Соединенными Штатами финансовую и военную поддержку. В недавнем интервью Fox News он уточнил, что хочет вернуть эквивалент на сумму $500 млрд в виде редкоземельных минералов. Хватит ли на это ресурсов у Украины, на каких условиях она готова делиться своими недрами и что еще могут потребовать США от Киева в обмен на помощь — в материале «Известий».
Что требуют США
• США потребовали от Украины компенсации за ту помощь, которая была оказана в ходе конфликта. Трамп, как он сам рассказал журналистам, потребовал от Украины вернуть потраченные на нее средства в виде редких полезных ископаемых, эквивалентных $500 млрд. Украина, по его словам, «фактически, согласна».
• Спецпредставитель Трампа на Украине Кит Келлог ранее пояснял, что США не хотят повторять ошибку с Ираком: после той войны Вашингтон не получил ни одного контракта на иракскую нефть.
• Президент Украины Владимир Зеленский (полномочия истекли в мае 2024 года) не раз говорил об имеющихся в стране запасах редкоземельных металлов и других минералов, чтобы заинтересовать Вашингтон в продолжении поддержки. Он даже отклонил соглашение на использование ресурсов с администрацией бывшего президента США Джо Байдена, чтобы приберечь этот аргумент к переговорам с Трампом. Однако можно предположить, что он недооценил нового президента, попытавшись перехитрить того в его собственной сфере — в бизнесе.
Для чего США нужны редкоземельные металлы
• Президент США намерен получить доступ к редкоземельным металлам — критически важному ресурсу для производства современной электроники и редкоземельных магнитов, используемых при создании беспилотных летательных аппаратов. Также он рассчитывает на украинские запасы урана, титана, и особенно лития — необходимого элемента для производства автомобильных аккумуляторов и микрочипов.
• Месторождений лития на территории США нет. Зато этим металлом богаты соседние страны — Мексика и Канада, — а почти треть всех мировых запасов редкоземельных элементов находится в Гренландии. Вероятно, здесь кроется одна из причин повышенного интереса Трампа к этим территориям (подробно о причинах интереса президента США к Гренландии мы рассказывали здесь).
• Около 90% производства всех редкоземельных элементов в мире приходится на Китай, у которого США вынуждены приобретать эту продукцию. Поскольку такое положение дает Китаю рычаги влияния на Соединенные Штаты, Трамп заинтересован в том, чтобы получить доступ к украинским полезным ископаемым и одновременно не допустить к их разработке Россию, Китай или Иран, о чем его предостерегал Киев.
Что предлагал Зеленский
• На Украине находятся месторождения 22 из 50 критически важных минералов, в которых заинтересованы США, и 25 из 35 критически важных элементов из списка Евросоюза. Киев уже предлагал европейским партнерам совместную разработку месторождений — соответствующее соглашение было подписано в 2021 году. Позднее Зеленский включил поставки природных ресурсов и важнейших металлов стратегическим партнерам в свой «план победы».
• После победы Трампа на выборах Зеленский заявил, что интересы США при разработке месторождений будут в приоритете, поскольку Соединенные Штаты поставили Украине большую часть помощи. При этом он исключил возможность передачи земли в собственность, такой вариант также не предусмотрен законодательством Украины. Фактически Киев предлагает США совместную разработку своих месторождений на условиях партнерства, причем предполагается, что доступ к ресурсам получат и компании Евросоюза. Однако в экспертном сообществе есть сомнения, что Вашингтон заинтересован в такой форме взаимодействия; вероятнее, что он захочет получить участки под свой полный контроль.
• В феврале Зеленский подтвердил, что Украина готова заключить сделку с США по редкоземельным металлам, однако в его формулировке это будет плата за дальнейшую помощь США, а не за уже оказанную.
Украина также готова предоставить свои подземные газовые хранилища для американского сжиженного природного газа и его транспортировку по своему трубопроводу. Киев заявил о намерении стать «газовым хабом для всей Европы».
• Все эти уступки Трампу Киев обещает не просто в обмен на продолжение поддержки, но и за помощь в освобождении территории, на которой находятся месторождения, и предоставление гарантий безопасности — членства в НАТО или передачи ядерного оружия. Все эти варианты в администрации Трампа называют нереалистичными.
Какими ресурсами на самом деле располагает Украина
• На Украине находятся порядка 5% мировых запасов редкоземельных элементов, общая стоимость месторождений оценивается в $26 трлн. При этом уже в августе 2022 года запасы углеводородов и редкоземельных элементов на сумму $12 трлн находились на территории, которую контролировала Россия.
• Киев несколько лет пытался приступить к разработке своих ресурсов, но фактически добыча лития, титана и других редких элементов на Украине еще даже не начиналась. Чтобы начать разработку, потребуются большие вложения на строительство инфраструктуры и создания производств, которых у Киева нет. Поэтому вся финансовая нагрузка ляжет на зарубежных инвесторов, а учитывая тот факт, что эти недра не станут их собственностью, компании вряд ли будут в этом заинтересованы.
• На Украине было четыре месторождения лития, однако на данный момент осталось два — оба они находятся в Кировоградской области. Еще одно месторождение находится в ДНР и одно — в Запорожской области. Согласно выводам геологической службы США (которая считала все эти четыре месторождения как украинские), по состоянию на 2024 год Украина занимала пятое место среди европейских стран по количеству лития.
• Тем не менее ресурсы Украины в полной мере не исследованы, оценки запасов не являются достоверными, а в настоящее время 20% полезных ископаемых, включая половину украинских запасов редкоземельных металлов, находятся на российской территории, что подтвердил и Зеленский.
Чем еще Украина может расплатиться
• Ранее Зеленский предлагал заменить военнослужащих США в армии НАТО украинскими военными. По оценкам экспертов, после завершения конфликта Украина не хочет распускать батальоны ВСУ, поскольку не сможет обеспечить людей рабочими местами и тем уровнем заработка, к которому они привыкли, что может создать социальную напряженность внутри страны.
• Перевод военнослужащих ВСУ в войска НАТО позволил бы Киеву сохранить боеспособную армию, которую фактически будут содержать члены альянса. Главным препятствием к осуществлению этого плана является тот факт, что Украина не входит в альянс и перспективы членства для нее туманны. В конгрессе США это предложение также отвергли: сенаторы выступили против вывода войск США из Европы.
• Вашингтон может быть заинтересован не только в редкоземельных минералах, но в энергетическом и газовом секторах Украины, ее месторождениях металлов. Сельскохозяйственные угодья с плодородными землями, благодаря которым Украина считается «житницей Европы», также рассматриваются в качестве ресурса, который может быть использован в интересах США.
Реакция Европы
• Прагматичный подход Трампа раскритиковал канцлер Германии Олаф Шольц. Он заявил, что страны Европы поддерживают Украину, «ничего не прося взамен», а запасы полезных ископаемых потребуются Киеву, чтобы финансировать восстановление страны после завершения конфликта.
• Вероятно, что Европа изначально рассчитывала, что сможет распорядиться ресурсами Украины самостоятельно, поэтому для ЕС заявление Трампа стало неприятным сюрпризом. Не исключено, что после США о возмещении затрат на помощь Киеву могут заявить и другие страны.
• При этом внутри самой Украины к торговле недрами со стороны Зеленского относятся критически и считают, что такие предложения должны соответствовать национальным интересам, иначе зарубежные партнеры могут «просто выгрести все ресурсы под ноль» и оставить украинцев ни с чем.
При подготовке материала «Известия» беседовали и учитывали мнения:
- политолога, заведующего отделом Украины Института стран СНГ Ивана Скорикова;
- политолога Ивана Мезюхо;
- политолога Дмитрия Леви.
Комментарии