Завещание Виктора Астафьева
На модерации
Отложенный
![](https://rusnasledie.info/wp-content/uploads/2025/02/4978bdab-3068-5f52-a83e-f350f9daf53a.jpeg)
Автор: Виталий Даренский
Погибает бедный народишко, погибает, и вроде не осознает этого, что давно его лишили сознания и разума, уж коли он снова за большевиками, а не за Богом устремится, значит, сам себя и приговорит к кончине.
Виктор Астафьев
Виктор Петрович Астафьев написал «Эпитафию» самому себе, которую нашли на рабочем столе после его смерти: «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье. Виктор Астафьев». Таков был итог ХХ века в России – уничтожение русской православной цивилизации советским режимом и создание на её месте безбожного и бездушного «современного общества».
Еще в рассказе «Слепой рыбак» (1984) он вопрошал: «Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в темную, беспробудную яму… Зачем это все похитили и ничего взамен не дали, породив безверье, всесветное во все безверье. Кому молиться? Кого просить, чтобы нас простили?» Оплакивая исчезающий русский народ, Астафьев искал ответа еще на один, возможно самый больной, вопрос – о виновниках великой беды, постигшей в XX веке Россию. И недвусмысленно отвечал: большевики.
![](https://rusnasledie.info/wp-content/uploads/2025/02/nhcgfu7uayc-300x171.jpg)
«Это вот и есть смысл всей человеческой трагедии, – писал Астафьев критику В. Я. Курбатову 13 марта 1991 года, – это и есть главное преступление человека против себя, то есть уничтожение хлебного поля, сотворение которого началось миллионы лет назад с единого зернышка и двигало разум человека, формировало его душу и нравственность, и большевики, начавшие свой путь с отнимания и уничтожения хлебного поля и его творца, – есть главные преступники человеческой, а не только нашей, российской, истории». Почему не только русской, а и всей мировой истории? В первую очередь потому, что они показали пример тотального уничтожения христианской цивилизации и вообще всего нормального строя жизни: «Самое тяжкое преступление коммунистов – что сделали людей атеистами, лишили веры в небесное будущее – что там свет, там Бог, там Богородица».
Уже в конце жизни, 26 июля 2000 г., в письме С. Новиковой писатель предвидит: «Через два-три поколения потребуется духовное воскресение, иначе России гибель… О-ох, мамочки мои, и ещё хотят, требуют, чтоб наш народ умел жить свободно, распоряжаться собой и своим умом. Да всё забито, заглушено, и истреблено, и унижено. Нет в народе уже прежней силы… чтоб он разом поднялся с колен, поумнел, взматерел, научился управлять собой и Россией своей, большой и обескровленной». Но Виктор Астафьев все равно оптимист: «Страна перебесится и оживет с помощью молодых. На молодежи нет коммунистической порчи. Они и поставят Россию на ноги». Дай-то Бог!
Важнейшую правду Виктор Астафьев сказал о Великой Отечественной войне: «Не благодаря Сталину, а вопреки его системе и воле, не глядя на всю угрюмую псарню и велеречивых мехлисов, народ шёл на фронт и воевал на передовой с честью, подлинной храбростью и достоинством»; «вникнув в материал войны, не только с нашей, но и с противной стороны, знаю теперь, что нас спасло чудо, народ и Бог, который не раз уж спасал Россию – и от монголов, и в смутные времена, и в 1812 году, и в последней войне, и сейчас надежда только на Него, на Милостивца…»
Современные слабоумные бесопоклонники культа Сталина – убийцы русского народа – по причине крайней скудости своего ума и совести думают, что «мы победили благодаря Сталину». Нет, «благодаря Сталину» армия в начале войны разбежалась и сдалась в плен, потому что народ не хотел воевать за антинародный режим, а потом отступала до Москвы и Волги. Но только вопреки Сталину народ стал воевать, защищая Родину, и победил.
Абсолютно точно, подобно православному старцу, Виктор Астафьев писал о том, что в основе Победы в той войне лежала в первую очередь помощь Божия, которая и вселила в народ силу самопожертвования. И при этом Победа все равно была не только народным подвигом, но и чудом Божиим – её невозможно объяснить одними рациональными аргументами.
Такую же духовную прозорливость Виктор Астафьев показал и в своем понимании перспектив русского народа – того выбора, который он должен сделать: «Погибает бедный народишко, погибает, и вроде не осознает этого, что давно его лишили сознания и разума, уж коли он снова за большевиками, а не за Богом устремится, значит, сам себя и приговорит к кончине».
За одни только его слова о войне и о состоянии современного русского народа Виктора Астафьева следует назвать великим русским мыслителем.
В период «перестройки» В. Астафьев стал одним из символов борьбы с русофобией. В 1986 году разошлась в тысячах машинописных экземпляров и стала «самиздатовским бестселлером» его переписка с историком Натаном Эйдельманом. Последний начал с коварной лести, рассыпаясь в комплиментах: он писал, что В. Астафьеву «принадлежат лучшие за многие десятилетия описания природы (“Царь-рыба”); в “Правде” он сказал о войне, как никто не говорил. Главное же – писатель честен, не циничен, печален, его боль за Россию – настоящая и сильная: картины гибели, распада, бездуховности – самые беспощадные». Но затем Эйдельман начал поучать писателя, как не впадать в «русский фашизм» и быть «интернационалистом». Но В. Астафьев ответил ему очень четко и популярно объяснил, что именно предки Эйдельмана и ему подобных создали античеловеческий большевистский режим и уничтожили миллионы русских людей. А теперь они пытаются «отмыться» от своих преступлений и изображают из себя «врагов режима», который сами и же и создали. Таковы русофобские «диссиденты» – дети и внуки большевистских палачей. В. Астафьев написал ему: «Вам в минуты утишения души стоит подумать и над тем, что в лагерях вы находились и за преступления Юровского и иже с ним, маялись по велению “Высшего судии”, а не по развязности одного Ежова. Как видите, мы, русские, еще не потеряли памяти, и мы все еще народ Большой, и нас все еще мало убить, но надо и повалить». Именно эти слова вызвали взрыв ярости у русофобской публики. Астафьев быстро вскрыл всю лживость и тупость Эйдельмана. Этих двух людей вообще сравнивать нельзя: Астафьев – великий писатель, а Эйдельман – мелкий хамоватый русофоб (хотя других русофобов и не бывает). Однако русофобы оказались такими же глупыми и опубликовали эту переписку, наивно думая, что так они разоблачают «антисемита» Астафьева, а на самом деле только разоблачили самих себя как исконных врагов России.
В 1990-е, получив возможность обращаться к власти, он 4 августа 1997 г. отправил письмо по адресу: «Москва; Кремль, Ельцину Б.Н., Черномырдину В.С., Немцову Б.Е.», в котором писал: «Ссорясь с массами бедного народа, совершая ошибку за ошибкой, вы создаёте напряжение в стране, тем самым тащите к власти коммуно-фашистов. Понимаете ли вы, что терпение россиян иссякает, вы и вся Россия могут пожать бурю народного гнева?»
![](https://rusnasledie.info/wp-content/uploads/2025/02/1be9b372afc02068f842e168e2a602e8-300x200.jpg)
В письме участникам научной конференции 24 августа 1997 г. В.П. Астафьев сформулировал свою важнейшую «апокалиптическую» мысль, вскрывая главную закономерность современной цивилизации: «Двигаясь вместе с развивающимся прогрессом ускоренным шагом к гибели, современный человек не отказался ни от одной услуги развивающегося прогресса, от комфорта, им предоставляемого… прогресс-то “умнеет”, развивается, набирает мощь, а человек всё более дичает, бездельничает, слабеет умственно и физически». Это произошло потому, что «человек не захотел жить по заветам Божьим, не захотел спасения и посчитал путь, указанный Богом, для себя неприемлемым и трудным, а безбожие, безверие неизбежно приведёт его и “дом” наш уютный – Землю к гибели, причём не в очень отдалённые времена. Остающиеся существовать на Земле ещё будут завидовать нивхам, удэгейцам, эвенкам, нганасанам и прочим народностям, успевшим вымереть до Страшного Суда, до катастрофы земной… Человечеству даже и задуматься некогда над тем, что его ждёт впереди, какое страшное наказание примет оно за свой преступный путь, за кровавую дорогу, им проложенную, за чудовищную историю, им сотворённую… забудет оно слова, забудет всякую веру, забудет само себя, на четвереньках уползая обратно в холодные пещеры. Поглядите окрест, оглянитесь на себя и на детей своих – мы уже около устья той пещеры, первого и последнего пристанища существа, которое… смеет нагло называть себя наместником Бога на земле».
Среди выдающихся писателей ХХ века почти никто не доходил в критике современной цивилизации до таких радикальных выводов, как В.П. Астафьев. Смысл его эпитафии самому себе и человечеству в целом полностью отвечает тому откровению, которое дано в завершающей книге Библии. Писатель знал, что в ХХ веке закончилась христианская цивилизация и на её место пришла цивилизация без Бога, но человек может спастись и в «последние времена». Он сам стал примером пути к спасению через память и покаяние.
Комментарии