Необходимый вывод из трёхлетней войны

На модерации Отложенный

Максим Калашников
 
Наш бомонд оказался напрочь лишенным военно-технической фантазии, подкрепленной промышленностью 
 
Нашему образу как второй военной силы мира нанесен огромный ущерб. Это касается не только увязания в тупиковой и кровавой «позиционке», но и военно-технического прогресса в РФ.
 
Понадобится очень большая «работа над ошибками». В конце концов. Видимо, уже в новой системе: потому как старая расписалась в бессилии и уже вряд ли сможет сохраниться в послевоенной реальности. Итоги СВО точно запустят процесс Второй (с 1985 г.) перестройки.

  Страшилки о том, что мы вот-вот вторгнемся в ЕС, существуют для недалекого тамошнего электората. Власть имущие и эксперты видят совсем иное: Западу бояться пока нечего. Разве что ядерного оружия русских. А к ведению современных неядерных войн сырьевая, коррупционная и бюрократическая «модель неразвития» совершенно не способна. Достаточно поглядеть интервью Стивена Бэннона, бывшего члена команды Трампа. Приведу отзыв Паши Ахметова: «Тут спор вышел у Бэннона с Пирсом Морганом, который у Зеленского интервью брал. И Бэннон указывает, что армия РФ настолько слаба, что спустя 3 года даже Харьков не взяла. И бояться, что она в Европу пойдет дальше - смешно…»

 
 Возьму лишь один аспект: военно-технический. (На самом деле, главная причина того, что РФ угодила в кровавую трехлетнюю топь – прежде всего в организации, в глубокой болезни Системы. Но история с вооружением уж больно красноречива ).
 
 Вы отлично помните, как накануне войны генералы вопили, будто дроны нам не нужны, что их ПВО пощелкает, как семечки. А генерал Поповкин даже заявил, будто в РФ никто не может делать современные БПЛА. Все это было наглой ложью: множество команд энтузиастов «гаражного ВПК» после начала войны выдали образцы прекрасных беспилотников. И воздушных, и морских. Возьмите хоть команду «ушкуйников» Алексея Чадаева, эксперта нашего МЭФа. Именно «дилетанты» оказались намного умнее и прозорливее чиновников и генералитета РФ. Ибо обладали и обладают ярким воображением. Без коего все миллиарды нефтедолларов и промышленные мощности мало чего стоят. То. что даже деградировавшая с 1991 года Украина (пускай и при помощи янки) сумела обойти нас по части дронницы – тому доказательством.
 
 Вопреки мнению обывательской серятинки, войны выигрывают лишь обладатели самого живого воображения, умеющие и представить войну завтрашнего дня, и разглядеть потенциал той или иной разработки. Тупые, лишенные фантазии бонзы побеждать не умеют, и нынешние потуги воевать пехотой против роев дронов – тому порукой.
 

  Мне, как автору многих книг о войнах, отлично известен сей принцип. Возьмем историю Второй мировой, для нас – Великой Отечественной. Сталин настаивал на радиофикации истребителей накануне нее, хотя многие профи-пилоты считали, будто радиосвязь будет лишь мешать летчикам, отвлекать их от пилотирования и боя. Сталин пробовал бросать против немцев смелые военные инновации. Будь то реактивная артиллерия, бронированные штурмовики, кумулятивные кассетные бомбы Ларионова против танков. Не всегда все было гладко и получалось, но стремление было очевидно. Как и бешеная энергия для скорейшего воплощения замыслов.
 
 Американцы, ведя тяжелую борьбу с Японией на Тихом океане, в рекордные сроки создали и применили радиолокацию, радарные прицелы и радиовзрыватели для зенитных снарядов. Про атомное оружие просто молчу. А какую гамму новейших самолетов они выдали? От охотников на японские радары до тех же истребителей. Скажем, «хэллкэты» (адские коты) еще и в Корее повоюют – уже как гигантские телеуправляемые дроны-камикадзе. Немцы вообще фонтанируют военно-технической инноватикой. Баллистические и крылатые ракеты («Фау» - «Вергельтунгваффе», оружие возмездия). Тут вам и управляемые бомбы, и реактивная авиация, и акустические торпеды, и подводные лодки XXI серии, и приборы ночного видения… Именно немцы строили дело так, что войска насыщались наводчиками артиллерии и авиации, снабженными радио, каковые сети многократно усиливали возможности их оружия!
 
 Современная война требует огромного кругозора, отменных научно-технических знаний и буйной фантазии. Любыми способами достать врага, обезглавить его, поразить! И плевать на то, что такого раньше не было.
 
 ***
 
 Но именно сих качеств оказались напрочь лишены «элитарии» в РФ. Можно написать целую историю упущенных в этой войне шансов именно по военно-технической части. Попробую вскользь сие сделать.
 
 Формирование Сил беспилотных систем на Украине (как рода войск) – это 2024 г. Но до того, с 2015 г., действовала программа «Армия дронов». РФ могла начать сей процесс в 2006 году, но дело наткнулось на непроходимую тупость МО РФ. А отдельного рода войск у нас и до сих пор нет.
 
 Киев опередил нас в интеграции «народного ВПК» (самодельщиков) в свою военную систему, начав строить оную систему при помощи американской «Палантир текнолоджиз» с 2022 года. На базе Минцифры. В РФ такого нет и по сию пору.
 
 По-прежнему не реализованы разработки компании «2Т инжиниринг» почти 20-летней давности: оснащение комплексов ПВО (ЗРК) дронами-ретрансляторами для огромного усиления возможностей дивизионов ЗРК. То же относится и к работам фирмы по созданию БПЛА, работающих роем со взаимообменом информацией. А ведь они могли бы стать основой для создания БПЛА-охотников на вражеские дроны и создания стай своих дронов, действующих на коммуникациях противника и по ключевым целям на фронте.
 
 МО РФ оказалось драматически беспомощным в создании РОК – разведывательно-огневых комплексов. Это когда системы разведки (включающие в себя спутники, летающие радары обоих типов, самолеты и БПЛА разведки, радарные станции засечки точек вылета вражеских снарядов, те самые «Зоопарки») совмещены с дальнобойной артиллерией, РСЗО, авиацией – и подавляют огонь врага. Сносят его батареи, штабы, полевые склады.
 
 То же самое могу сказать и о снайерской войне. Отличные крупнокалиберные винтовки «Лобаев армз», грозные не только для живой силы, но и техники врага, до сих пор не на вооружении.
 
 А идея Максима Калашникова о проведении роботблица? То есть, налаживании массового производства относительно дешевых (в дополнение к «искадерам», «калибрам», Х-101, Х-54 и Х-555) аэроторпед и самолето-снарядов с простейшими ПуВРД (пульсирующими воздушно-реактивными двигателями)? Так, чтобы сутками напролет сносить ЦПРы врага, его мосты, железнородорожные узлы, локомотивные депо, позиции ПВО ВСУ? Мысль была проста: аэроторпеды – большие дроны с ДВС и пропеллерами, способные тащить по полтонны взрывчатки, самолето-снаряды – аналоги «жужжащих бомб» Фау-1. Но и то, и другое – с современными системами навигации/наведения. Для них пролеты важнейших мостов – длинные и удобные цели. Особенно если аэроторпеды и самолето-снаряды работают в связке с пилотируемой авиацией: вынуждая ПВО ВСУ включать свои ЗРК и подставляя их под удары наших ВВС. Но разве сие осуществлено? Нет. Зато украинские дроны «Пекло» (мини-Фау-1 с ПуВРД) уже делаются для атак на наши ЗРК тучами!
 
 Военно-воздушные силы РФ оказались неспособными проводить воздушно-наступательные операции, как общего, так и локального масштаба. То есть, подавлять ПВО врага, затем парализуя его тыл и изолируя районы боевых действий. Даже на относительно небольшом курском плацдарме ВСУ. При этом за три года войны ВВС РФ не были хотя бы частично (на уровне отборных воздушных армий) приведены в надлежащее состояние. К способности совершать то, что авиация израильтян делала еще в 1982-м, а США – в 1991-м. За то же время не был ликвидирован наш провал по летающим радарам, столь незаменимым и для ВВС, и для ПВО. Не пошли в серию даже дроны радиолокационного дозора – «Гелиос-РЛД», что показывали на выставке «Армия-2020».
 
 Продолжать далее? Трагический ушедший от нас Мурз (Андрей Морозов) по полочкам разложил удручающую картину в области военной связи. Уверен, что то же самое – и в АСУ управления боевыми действиями. Вывод ясен: сырьевая клептократическая Система в современных войнах неконкуретоспообна. Что она напрочь лишена фантазии и научно-технического кругозора, что она – обладатель обывательского, серого мышления. Мало того, воображение в сих кругах считается жутчайшим пороком, «маниловщиной», недостойной «солидных людей». Эта беда поразила нас уже в СССР, особенно при брежневщине, что стоило нам страны. Ибо лишенный фантазии, серый администратор или сапог-генерал не в силах даже толком использовать те средства, что имеются в их распоряжении. И это уже обрекает РФ на тяжелое ближайшее будущее: ибо лишь обладатели яркого воображения способны совершать и огромные научно-технические, и экономическо-промышленные прорывы, а главное – выигрывать войны. Назначение на пост главы «Роскосмома» очередного пустого места, серятинки – еще одно тому подтверждение.
 
 Чем бы все это проиллюстрировать? Накануне Первой мировой «солидные дяди», британские генералы, утверждали, что авиация бесполезна, что разведку лучше вести кавалерии, а эти аэропланы сильно пугают лошадей. Британские адмиралы с презрением глядели на субмарины. Ну что эти «жестяные головастики» могут сделать закованным в броню гигантам-дредноутам? Тогдашние визионеры и фантазеры посрамили этих идиотов. Но возьмите оных «солидных господ» кануна ПМВ и помножьте как минимум на два – получите картину бомонда РФ. По итогам сей войны. Кстати, это касается и спецслужб. Не только военная сила получила разрушенную репутпацию. В глазах сильных мира сего по всему Земшару русская разведка не сумела ни пятую колонну толком себе создать, ни дотянуться до ключевых фигур во вражьем стане, ни организовать диверсионные спецоперации в тылу бандер. Спецназ – это пересечение армии и разведки. Но ССО в войне часто испльзуют как пехоту для затыкания дыр на фронте. Все предложения полковника Владимира Квачкова по созданию ССО как рода войск и их оснащению, сделанные 20 лет назад, тоже пропали втуне…
 
 ***
 
 Довольно примеров. Очевидно, что банально-бескрылый бомонд в ходе войны обрушил образ грозной, аки штормовая туча, военной державы, столь долго создававшийся пропагандой. И после странной военной операции, низведенной до «дотанковго» периода Первой мировой, страну ждет еще то морально-психологическое пустошение. Пополам с бедствиями в экономике и системным кризисом. И неминуемо начнется тот самый Транзит. И неудержимое движение к новой попытке перестройки.
 
 Уже видел подобный процесс. К 1985-му советская партгосверхушка пребывала в удрученном состоянии. Отставание от Запада становилось все больше. И хотя та отсталость нам, сегодняшним, кажется просто пустяковой (ибо картина нынче в разы более мрачна), тогда наше начальство хваталось за голову. Урожайность в СССР – меньше, чем в Германии 1910 года. Советские компьютеры в 1983-м впервые не приняли участия в мировом шахматном первенстве среди электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Наши микросхемы намного грубее японских и качеством хуже. У нас низкие темпы роста производительности труда, наши промышленные роботы плохо внедряются, у нас чв магазинах – шаром покати и люди за вареной колбасой в очередях стоят...
 
 Тогда это понудило верхушку КПСС пойти на попытки либерализации и экономических реформ. Без всяких простестов снизу. В стремлении отойти от конфронтации с Западом и снизить бремя военных расходов. Нынче у нас отставание – просто зияющее, страна деиндустриализована и вдвое меньше. А санкции – куда непосильнее, нежели те, что действовали против СССР.
 
 Потому лично МК ожидает очень бурных событий в послевоенный период. Никакой тиши-глади не предвижу, прежде всего из-за разброда в верхах. Гайки зажмут для низов,но не для верхов! Они же первыми начнут искать примирения с Западом и скидывать оборонное бремя. Но на сей раз нам, сердитым патриотам, нужно выиграть борьбу за страну. Потому что весьма вероятен момент хаоса. Потому и нужно сейчас вливаться в состав неполитических организованных, добровольческих структур. Вроде «Русской народной дружины». Кто знает – не ждет ли нас впереди аналог Августа-91? В перспективе? А вот в нем нужно уничтожить силы распада и нового мародерства. История, знаете ли, неотвратима. И последствия исторических провалов тоже…