4 февраля 1990 года — самая массовая демонстрация против власти КПСС в СССР

На модерации Отложенный

Один из организаторов шествия, Анатолий Головков, вспоминает, что заявка была подана на 15 тысяч человек, никто не рассчитывал на сотни тысяч участников. Информация же о митинге расходилась через «сарафанное радио». В итоге на шествие выходили целыми семьями, таких набралось около 300 тысяч человек. Это была одна из самых массовых уличных акций 90-х годов.

Само шествие продолжалось около двух часов, благо тот февральский день в Москве выдался теплым. Никаких нарушений общественного порядка зафиксировано не было. Как говорят организаторы, многие участники даже благодарили милицию за хорошую работу. Люди шли разными колоннами по интересам – в частности, были колонны общества «Мемориал», анархистов и другие.


Тот же Анатолий Головков рассказывает, что сотрудники КГБ установили так называемые «глушилки» на месте митинга, чтобы выступающих было плохо слышно. Однако толпа не расходилась и пыталась расслушать слова Бориса Ельцина, Юрия Афанасьева, Ильи Заславского, Гавриила Попова, Тельмана Гдляна.


Уже на следующий день [5 февраля] Михаил Горбачев провел расширенный пленум ЦК КПСС, на котором он заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции.


Практически все, выступавшие на том пленуме, негативно отнеслись к предложению генсека об отмене 6-й статьи. Более того – в самых резких тонах клеймили "так называемых демократов", говорили о дискредитации партии и социализма и были настроены весьма решительно. А потом так же единодушно проголосовали "за".



Согласно решению Пленума ЦК КПСС, на III Внеочередном Съезде народных депутатов "в порядке законодательной инициативы" был внесен проект "Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)".


14 марта все необходимые изменения в Конституцию СССР были приняты депутатами.

Отмена 6-й статьи Конституции фактически легализовала процесс создания других политических партий. К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации – Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.

В октябре 1990 года был принят закон "Об общественных объединениях", признавший наличие в стране многопартийности.

Текст статьи 6-й Конституции 1977 года:

"Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР".

14 марта 1990 года на III Внеочередном Съезде народных депутатов был принят закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР".

Статья 6-я Конституции была изложена в следующей редакции: "Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами".

Вместо обычного для советской системы "коллегиального главы государства" – Президиума ВС СССР, был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.