Дорога к Трампу: президент США готовится к первым международным переговорам

На модерации Отложенный

Первые международные переговоры в статусе 47-го президента США Дональд Трамп проведет с главами правительств Израиля и Японии. Биньямин Нетаньяху прибудет в Вашингтон 5 февраля, Сигэру Исиба — 7-го. Для ближайших региональных союзников США встреча с Трампом имеет важнейшее значение, особенно с учетом его недавних заявлений. О чем будут пытаться договориться лидеры Японии и Израиля с американским президентом, рассказывают «Известия».

Фото: REUTERS/Leah Millis

Андрей Кузмак, Артем Куракин

Официальная дипломатия

Внешнюю политику Трамп начал реализовывать задолго до официального вступления в должность. В силу соответствующего запрета в американском законодательстве («Акт Логана») она носила неформальный характер и фактически осуществлялась через эмиссаров, которыми выступали его доверенные лица и союзники.

Белый дом СШАФото: TASS/Zuma

Поэтому приезд лидеров Японии и Израиля кроме практического смысла будет нести во многом церемониальное значение как символ особых отношений.

Япония: привилегированный статус и новые требования

«Торговые войны», о которых неоднократно заявлял Трамп, коснутся и Страны восходящего солнца, даже несмотря на ее статус главного американского союзника на Востоке.

Экономика Японии тесно взаимосвязана с американской. Поэтому любые инициативы Белого дома в этой сфере окажут соответствующее влияние на благосостояние Токио. Особенно это относится к пересмотру торговых отношений США и КНР. Как рассказала Bloomberg главный экономический советник правительства Японии Томоко Хаяси, повышение тарифов на китайский импорт в Соединенные Штаты приведет к падению японского экспорта. Это происходит из-за того, что Токио поставляет на другой берег Японского моря комплектующие (в основном микроэлектронику), необходимые для производства конечного продукта.

КонтейнерыФото: Global Look Press/YOSHIO TSUNODA

Кроме того, отдельные тарифы (в некоторых случаях они могут доходить до 20%) будут иметь глобальный характер, а значит, могут непосредственно коснуться японских компаний.

В Токио эти новости восприняли настороженно. Советник по национальной безопасности Японии Акихиса Нагасима заявил, что производителям следует готовиться изменить цепочки своих поставок.

В качестве «приветственного комплимента» в преддверии переговоров Токио заявил о возможности инвестировать в строительство нового газопровода на Аляске, по которому в Японию пойдет американский СПГ. Проблема в том, что безотносительно всех прочих рисков стоимость этого проекта приблизительно оценивается в $44 млрд — протяженность газопровода, по самым скромным расчетам, составит 1300 км. Как следствие, стоимость топлива едва ли будет приемлемой для японской стороны. По этой причине инициатива пока находится на стадии обсуждения.

Еще $100 млрд в американские проекты в сфере ИИ-технологий собирается вложить телекоммуникационный гигант SoftBank.

Всё это должно убедить Трампа оставить за Японией место привилегированного экономического партнера.

Как полагает эксперт клуба «Валдай», заведующий кафедрой востоковедения МГИМО МИД России Дмитрий Стрельцов, в ответ Белый дом выставит два требования: выравнивание торгового баланса и увеличение расходов на оборону.

Денежные купюры долларыФото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— В свете предстоящих переговоров необходимо отметить довольно большой торговый дефицит США, который в случае с Японией составляет около $50 млрд. Из-за него Трамп будет настаивать на повышении тарифов на японские товары, а премьер Японии — делать упор на то, что японские компании создают рабочие места в Америке, и убеждать Трампа пересмотреть его решение по отмене продажи японцам американской сталелитейной компании, — предполагает эксперт. — Кроме того, Трамп будет требовать от Токио увеличить финансовый вклад в собственную безопасность.

Задача США — заставить Японию больше платить, это касается и увеличения вклада страны в содержание американских баз, соглашение об этом было подписано еще при Байдене, и вряд ли Трамп станет его пересматривать. Он будет настаивать на том, что Япония должна защищать себя сама и тратить больше денег на вооружение, не полагаясь полностью на американскую помощь, рассуждает Стрельцов.

— Впрочем, Япония еще при премьере Кисиде приняла решение об увеличении оборонных расходов до 2% от ВВП к 2027 году. Кроме того, Токио продолжает закупать американское оружие, в том числе крылатые ракеты «Томагавк» и истребители. В свою очередь, Исибе важно убедиться в исполнении США обязательств по защите Японии в случае, например, конфликта с Китаем за острова Сенкаку, — отмечает собеседник издания.

Крылатая ракета TomahawkКрылатая ракета Tomahawk. Фото: Global Look Press/U.S. Department of Defense

Как считает главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев, кроме очевидных целей есть и еще один аспект — денуклеаризация Корейского полуострова.

— На мой взгляд, Трамп рассчитывает несколько пересмотреть роль Японии для последующей «разрядки». Если оставить за скобками требования о повышении расходов Токио на собственную безопасность, то можно предположить обсуждение доступа в какой-то форме к американскому «ядерному зонтику», — предполагает он.

Израиль: всё сложно

Для Биньямина Нетаньяху грядущий визит в Вашингтон имеет определяющее значение. В силу целого комплекса причин новая ближневосточная политика Трампа будет серьезно отличаться от предыдущей. Несмотря на неоднократные заявления о поддержке Израиля, Трамп ясно дал понять, что не заинтересован в продолжении активных военных операций Западного Иерусалима в секторе Газа. Как писали американские медиа, в декабре избранный президент США настоятельно попросил Нетаньяху закончить активные боевые действия до дня инаугурации. Так ли это было на самом деле — неизвестно, однако на данный момент хрупкий мир в регионе был всё же установлен, причем заключенное между израильским правительством и движением ХАМАС соглашение республиканцы поспешили объявить своим внешнеполитическим успехом.

Премьер-министр Израиля Биньямин НетаньяхуПремьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Фото: Global Look Press/Samuel Corum

Западные медиа пишут о том, что на повестке дня будет еще одна попытка нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией — то есть первые шаги по восстановлению замороженных «Авраамовых соглашений» после операции ЦАХАЛ в Газе. Впрочем, очевидно, что им должна будет предшествовать договоренность о постоянном прекращении огня.

В официальном приглашении, направленном Нетаньяху, которое цитируют израильские СМИ, Трамп написал о возможности «обсудить, как мы можем принести мир Израилю и его соседям, а также усилия по противодействию нашим общим противникам».

Между тем помощь Израилю для Трампа не тождественна помощи Нетаньяху, подчеркивает заместитель декана Восточного факультета ГАУГН Григорий Лукьянов.

— Затишье на Ближнем Востоке связано с тем, что стороны конфликта выжидают, какими окажутся вектор и характер развития американской доктрины в регионе. От нее сейчас зависит больше, чем год назад. Вся региональная турбулентность уже изрядно обременяет всех без исключения акторов. Уже многие месяцы все заявляли о своем остром желании, острой заинтересованности эту самую турбулентность снизить, — рассуждает эксперт.

Напрямую с какими-то просьбами со стороны США это не связано, однако связано с ожиданиями по отношению к американской политике и ее изменениям на Ближнем Востоке, считает Лукьянов. При этом существуют опасения, что при той колоссальной популярности, которую после победы на выборах получил в Израиле Трамп, все политические силы в стране видят в нем союзника, в том числе в деле устранения Нетаньяху: «И Трамп в этой ситуации может легко отказаться от поддержки нынешнего израильского лидера», — заключает он.

СирияФото: TASS/EPA/MOHAMMED AL RIFAI

Что же касается озвученных планов президента США по выводу американских войск из Сирии, то Лукьянов отмечает преждевременность каких-либо прогнозов.

— Можно сказать, что вне зависимости от того, будут ли сохранены военные объекты США в Сирии или нет, это не повлияет на активность со стороны Израиля. На территории Сирии сегодня нет организованной военной силы, способной и желающей угрожать интересам Израиля — как его собственной территории, так и занятым оккупированным землям так называемой буферной зоны, — констатирует собеседник «Известий». — Что же касается самих США, то важно понимать, что присутствие на северо-востоке Сирии до сих пор приносило исключительно выгоду, предоставляя возможности оказывать влияние не только на ход сирийского конфликта, но и на Турцию — очень важного, но довольно сложного партнера в структуре НАТО и ближневосточной политике.