Неизвестная республика, или Бандитское государство
На модерации
Отложенный
Александр РАЛОТ
«Соизволяется всем, и каждому достается воля,
…во всех местах
…искать, копать, плавить, варить
…всякие металлы
…також потребные земли и каменья».
Из «Горного манифеста»,
подписанного
Петром Первым
10 декабря 1719 года
***
Первым президентом этой страны был Карл Иванович Фоссе, подданный Австро-Венгерской империи, словак по происхождению. Флаг государства был чёрно-жёлтым. Чёрный цвет — символ земли, жёлтый — символ золота!
Флаг Республики Желтуга, как он виден на фотографии справа: на собрании шахтеров в Желтуге,
и как написано в описании: «черно-желтый» флаг, «символизирующий союз земли и золота»
***
«Желтугинские законы, вывешиваемые на столбах, были кратки, но драконовски жестоки». Куприн А. И. «Пёстрая книга. Несобранное и забытое
Весна 1883 года. Кабинет генерал-губернатора Муравьёв-Амурского
Граф придирчиво всматривался в огромную карту, занимавшую всю стену. Наконец он повернулся к смиренно стоя́щему у двери молодому человеку:
— Николай Павлович, мне рекомендовали вас как знающего горного инженера.
— Недавно окончил-с — с отличной аттестацией — столичный горный институт, — радостно отрапортовал посетитель. — И откомандирован в ваше распоряжение.
— В таком случае извольте ознакомиться вот с этим письмом, — произнеся это, Муравьёв взял со стола бумагу и протянул инженеру:
«Смею доложить вашему сиятельству, что крестьянин Ванька, житель нашей станицы Игнашиной, не испросив разрешения у меня, самовольно отправился копать могилку для погребения своей усопшей матушки. И место окаянный избрал чужое, ненашенское, то есть не станичное. Реку, паршивец такой, на своейной лодке переплыл. Почему так решил, то мне неведомо. Может, с пьяных глаз, а может, по какой другой причине, но копая землю Маньчжурскую, наткнулся тамочки на золото самородковое. О чём не удержался и, возвратясь, поведал своим соседям, а те уж донесли эту весть до меня. А я, как и положено, отписываю её вам. Уж не сочтите за труд, пришлите сюды какого ни на есть геологу, дабы открытие сие как следует описать и согласно закону за нами закрепить». Староста станицы
Вернув письмо графу, молодой человек, по-военному щёлкнув каблуками, коротко осведомился:
— Когда прикажете отбыть в экспедицию?
***
Как известно, шила в мешке не утаить, а уж открытую в районе реки Желтуги золотую жилу тем более. Слухи о несметных запасах драгоценного металла быстрее оружейной пули разнеслись по всему Дальнему Востоку, а через некоторое время и по всей Российской империи.
Желтугинская Республика, созданная между Цин и Российской Империей в 1883 г.
***
И желающие как можно быстрее разбогатеть потянулись на берега далёкой речушки. О том, что эта земля формально принадлежит не России, а малопонятной Империи Цин, — никто не задумывался. В маленькую станичку каждый день прибывали старатели с документами, беглые каторжане без оных, жители Поднебесной наниматься в батраки, да и просто всевозможные искатели приключений — бывшие хлебопашцы, отставные чиновники, шулера-кабатчики, вольные казаки, маньчжуры и даже далёкие корейцы. Православные объединялись в небольшие артели — по паре десятков человек. Азиаты создавали свои этнические отряды. Но удивительное дело — раздоров между ними не возникало.
Год спустя
Численность жителей поселения возросла до пятнадцати тысяч человек. С утра до поздней ночи на берегах реки Желтуги гудел самый настоящий человеческий улей.
***
Из письма генерала Приамурского военного округа Михаила Грулева:
«Молва о “бьющих из-под земли фонтанах с золотым песочком”… — Пребывая в здешних местах с целью инспекции, я встречал не только старателей, но также и различных купцов и даже, что весьма удивительно, служителей алтаря, гонимых в эти края перспективой лёгкой и быстрой наживы. И на то есть объективная причина — действительно богатейшее содержанием золота месторождение, случайно открытое в местности почти совершенно безлюдной, находившейся вне всякого контроля каких бы то ни было властей».
***
Местные жители, взвинтив цены, сдавали под ночлег каждый квадратный метр своих хатёнок, но всё равно жилья не хватало категорически! Приезжие размещались как могли в наспех вырытых землянках и деревянных срубах, порой не имеющих никаких окон и крыш.
***
Однажды на прииске случилось ужасное. Толпа вдребезги пьяных золотоискателей жестоко убила и четвертовала повара одного из недавно открывшихся кабаков.
Артельщики осознали, что без чиновничьих услуг, увы, никак не обойтись, и их стали создавать на основе самоуправления. Кто-то предложил взять за основу американскую модель. Прииск и окружающие его земли поделили на пять штатов. От каждого решили выбрать по паре представителей-депутатов, а также назначить в них по авторитетному старосте. Президентом всей республики избрали некоего Карла Фоссе, подданного Австро-Венгерской империи. Назначили ему немалое жалование… аж в четыреста рублей в месяц, депутатам решили выплачивать по двести.
Старосты Желтугинской респ. Желтугинские старатели за работой
На общем сходе выбрали и пятерых судей! Наказав им: судить гласно, строго, быстро, но только по справедливости! Важнейшие для всего прииска дела было решено принимать на сходе, на «Орлином поле», куда специально нанятые люди собирали всех жителей. Слушать избранных должны были... молча. Галдеть и пререкаться было запрещено, под страхом немедленного наказания! Принятые на «Орлином поле» «законы» вывешивали на специально врытых в землю столбах. Как правило, они были лаконичны и беспощадно жестокими:
- «Убийцу… Прилюдно закапать в землю живым!»
- «Вору всыпать пятьсот розог, навсегда изгнать из Желтуги!»
- «Виновных в драке, а также буйствующих — наказывались телесно»
- «Запрещается выходить на работу в пьяном виде!».
- «За привод бабы на территорию республики — четыреста ударов кнутом!»
***
- «Всем старателям и арендодателям прииска отдавать — десять процентов. На эти деньги создать армию, численностью сто пятьдесят человек, из сибиряков и китайцев!»
***
Понятное дело, что крайне необходимые товары на прииске стоили в несколько раз больше, чем даже в близлежащей станице. Добравшиеся до Желтуги купцы, понимая, что конкуренции им здесь составить некому, драли со старателей даже не три, а все четыре, а то и пять шкур! К примеру, простая лопата (они ломались чаще всего) продавались по десять рубликов(!) за штуку. Однако купленный товар можно было не прятать по чуланам, а оставлять прямо у двери, безо всякого присмотра, впрочем, и сами дома никто и не думал запирать. Каждый считал своим долгом проявить уважение к чужой собственности, помня о грозных законах, вывешенных на столбах! И о Боге не забывали: «Из ближайшей станицы Покровской наезжал не один раз священник исполнять требы. Настоятель из г. Читы, отец Пётр, посетив Желтугу, вывез на три тысячи рублей пожертвований для своего прихода!».
***
Кроме того, для удачливых старателей предприимчивые люди открыли кабаре и театр, и даже... казино «Чита»! В нём, случалось, золотодобытчики расставались с огромным состоянием, таким, на которые в остальной России могли бы жить безбедно до глубокой старости.
***
На общем сходе приняли решение создать в посёлке и собственный лазарет. Старатели особой гигиеной себя не утруждали, болели часто, поэтому услуги докторов, им требовались до зарезу! Как и всё на Желтуге лазарет работал на коммерческой основе, пребывание одного больного оценивалось в пять рубликов в день, но оставлять на постоянной основе старались лишь тяжелобольных.
1886 год. Санкт-Петербург. Зимний дворец
Александр Третий внимательно перечитал депешу, прибывшую из Китая с дипломатической почтой, и обратился к стоящему перед ним министру иностранных дел князю Алексею Борисовичу Лобанов-Ростовскому:
— Ну, и что по-вашему нам надлежит делать с этой бандитской вольницей?
— Решительно и быстро положить конец этому безобразию!
— А как же значительные поступления в казну золотого песка и слитков, добытыми тамошними старателями? Может, всё же стоит попробовать как-то договориться с китайскими властями? Поискать консенсус!
***
Богатые артели — Семейская, Благовещенская, Гармоновская, Зыковская понимали, что против регулярных войсковых отрядов из Поднебесной им не устоять, поэтому без сопротивления покинули свои выработки. Но — увидев полыхающие вдали зарницы пожарищ, спохватились. Создали два кое-как вооружённых отряда и двинулись обратно. Командовал Желтугинской армией «господин военный», отставной телеграфист Крейтер, — не имевший ни малейших тактических знаний. Тем не менее старателям удалось застать врасплох большой отряд спящих китайских солдат, отлично вооружённых скорострельными ружьями. Но что делать с пленными, не знал никто…
Общим собранием решили отпустить их, даже не отобрав оружия и лошадей. Новые попытки продолжить неравную войну оказались безрезультатными. Крейтер был пойман и вместе с другими православными передан русским властям. Китайцев, по законам правящей династии Цинн, — казнили, отрубив головы.
***
6 января 1886 года Желтугинская республика прекратила своё существование.
***
Не было среди старателей своих Джеков Лондонов, поэтому и не осталось после кончины Неизвестной республики ни повестей, ни романов.
Комментарии