Что Прилепин думал о легендарном поэте и актёре Владимире Высоцком

На модерации Отложенный                             


25 января — день рождения легендарного советского барда Владимира Высоцкого

Удивительное дело! Почти сорок пять лет прошло, как не стало во всех смыслах Народного Артиста Владимира Высоцкого, больше тридцати лет — как рассыпалось великое государство. И уже растрёпана и переписана история, на смену вдумчиво читающим и слушающим, впитывающим каждую строчку пришло другое поколение — не тёртое, не мятое руками истории, не отведавшее голода и войн, забывающее дорогу к святыням своих матерей и отцов, к могилам предков и памятникам их завоеваниям, предпочитающее недвижимое имущество легкому поэтическому Слову, импортные комиксы «для взрослых» — своему великому языку...

Многое поменялось, ушло безвозвратно, но споры вокруг фигуры Высоцкого всё не стихают. Да только кто спорит? Уходящие? Отжившие своё?

Однако давайте послушаем и «молодёжь» думающую, помнящую, творящую.

Фото zaharprilepin.ru.  📷 Фото zaharprilepin.ru. 📷

Когда умер Владимир Высоцкий, ныне 49-летнему писателю Захару Прилепину, автору нашумевших романов, в том числе и о великом «поэте и скандалисте» Сергее Есенине, о великом Шолохове, было всего-то пять лет. Значит, оценил стихи, роли, путь Высоцкого, уже будучи взрослым, работающим со словом, повидавшим кое-что из того, о чём пел Владимир Семёнович.

И вот что думает о народном герое относительно молодой, ныне живущий литератор Прилепин, повидавший и жизни, и смерти, хлебнувший войны и водки в Чечне и на Донбассе...

Символ советской эпохи

Из книги Захара Прилепина «Имя рек» (16+). Изд-во «АСТ», 2020 г.

«...именно Высоцкий и есть символ советской эпохи, один из главнейших, наряду с Гагариным, Жуковым и книгой «Как закалялась сталь».

И все его сотни песен о героических советских людях, и его ответ на вопрос, кого он считает центральной исторической фигурой (Ленин), и его ответ на вопрос о любимой песне («Вставай, страна огромная…») — тому порукой.

...Представляете, как давно умер Высоцкий? Даже второй «Терминатор» ещё не вышел тогда. Сергей Безруков ещё ни одной роли не сыграл. Доисторическое время.

Невыездной?!

Помните, как нам гоняли бесконечную историю про то, как советские чиновники Высоцкого запрещали и загубили наконец святого человека?

Высоцкий, между прочим, с 1964-го по 1980-й был одним из ведущих актёров Театра на Таганке в Москве — театр этот был одной из визитных карточек страны Советов, попасть туда было невозможно — ни зрителям, ни артистам, желавшим стать такими же небожителями — как эти вот, играющие там.

Высоцкий в тридцати фильмах сыграл — несколько из них до экрана не дошли, но ведь был танкист Володя в фильме 1966 года «Я родом из детства», была «Вертикаль» 1967 года, где он спел пять своих песен, в 1968 году вышли сразу «Служили два товарища» и «Хозяин тайги», а потом ещё были «Опасные гастроли» 1969 года, «Четвёртый» 1972 года, «Плохой хороший человек» 1973 года, «Бегство мистера Мак-Кинли» 1975 года — и везде заметные роли, и главная роль в фильме 1976 года «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», и «Маленькие трагедии», конечно, и «Место встречи изменить нельзя». (Перечисленные фильмы имеют возрастное ограничение 12+. — Прим. «Ё!»)

Да на него, запрещённого, вся страна смотрела 25 лет подряд. Он полторы тысячи концертов дал — и за огромное их количество его посадить могли, потому что там невесть что творилось с бухгалтерией.

Но не сажали же, глаза прикрывали на всё это.

А на гастроли как он ездил — советский запрещённый артист, с которого КГБ якобы глаз не спускало: во Францию, в Польшу, в Германию, в Венгрию, в Болгарию, в США, в Мексику, в Канаду и даже на Таити. И на телевидении выступал там, и концерты давал огромные.

Вот как его держали и не пускали, сил не было никаких всё это терпеть.

Похоже всё это на запрет?

Да нынешние артисты, 99 из ста, душу бы продали за то, чтоб Высоцким пожить хоть недельку. Запрещённым, затравленным, загнанным.

Не утверждали его на какие-то роли? Да любого артиста, самого распрекрасного, один раз утверждают, а два раза нет — Высоцкий что, был Аль Пачино и Роберт де Ниро в одном лице? Он был хороший, крепкий артист. Мог подойти режиссёру, мог не подойти.

В «Ну, погоди!» (0+) Высоцкого не утвердили роль волка озвучивать, а Папанова утвердили. И что, Папанов — хуже волк, чем Высоцкий?

Высоцкого пробовали на роль Остапа Бендера — вы действительно думаете, что из него получился бы лучший Бендер, чем из Юрского или Андрея Миронова?

Остаётся одно — стихи его не печатали, да.

«За Поэта обидно!»

Высоцкий в нашем доме звучал, сколько я себя помню, и, едва начали выходить книги и о нём, и его сборники — они тоже неизбежно приобретались. Хотя, воспитанный на классической поэзии, я довольно быстро для себя решил, что великие песни вовсе не означают, что сочинены они на великие стихи. Как и в случае с «Битлз», кстати.

И отцу моему, и матери эта нехитрая истина тоже быстро открылась, что вовсе не убавило нашей любви к Высоцкому, но я точно ни разу не помню, чтоб кто-нибудь перечитывал Владимира Семёныча ради того, чтоб перечесть. И тем более не было случаев, чтоб мы всерьёз говорили про его поэзию или про прозу — он ведь ещё и прозу писал.

Высоцкий как личность, как цельность много круче самого себя, поделённого на разные составляющие, — я до сих пор зачарован его образом, его силой, и он по-прежнему меня удивляет, этот тип. Но вот когда начинается через запятую перечисление «Пушкин, Есенин, Мандельштам, Высоцкий…» или «Достоевский, Максим Горький, Шаламов, Высоцкий…» — сразу хочется как-то людей угомонить.

(Но) Высоцкий, что называется, открыл ящик Пандоры, когда начал смешить своего слушателя — чтоб нравиться этому слушателю, его среднему вкусу, — не повышая планку для слушателя, а понижая.

(Поэт и публицист Станислав) Куняев приводил в пример... песню Высоцкого про Лукоморье, которого и след простыл... Куняев очень спокойно объясняет: так нельзя делать. Это классические стихи Пушкина, которые воспитали целые поколения русских людей. Это — святое. И если мы сегодня начинаем высмеивать это, завтра приходят смехачи всех остальных мастей, которым смешно вообще всё: русский солдат, русская женщина, русские святыни, Россия как таковая.

И они пришли ведь». (Конец цитаты).

Тут и соглашусь с Прилепиным, и не соглашусь. Да, возможно, смеяться над великим и не следовало бы. Нет смысла Поэту быть мельче себя. Но вот «смешил» Высоцкий виртуозно, тонко подмечая все характерные черты той жизни, слабости наших характеров... Так точно, снайперски бил в цель, как Гоголь, как Салтыков-Щедрин. И мы смеялись над собой. Беззлобно и обезоруживающе: да, это — мы!

Но вернём слово Прилепину:

«Самый лучший Высоцкий — это Высоцкий последних лет, когда ему уже не хотелось нравиться кому-либо, когда сочинил он «Райские яблоки» и «Кони привередливые». Когда он не с легковерным слушателем стал разговаривать, а с ангелами и с апостолами.

Это — классика.

Давайте любить Высоцкого тем, какой он есть. Не возвеличивать его там, где места ему нет, и не отрицать того, что любимей его у русских людей долгое время не было никого».

Подпишитесь на канал,чтобы не пропустить новые публикацииПодписаться709307