Не хочу учиться: в России все меньше цыганских семей отдают детей в школу

На модерации Отложенный

В прошлом учебном году начальное образование получили 59,7 процента таких учащихся, одиннадцатилетку окончили 0,8 процента

 

Дети цыган, как и других национальностей, имеют право учиться в российских школах на общих основаниях. Однако родители не спешат сажать их за парту и уж тем более доводить до получения аттестата о среднем общем образовании.

 

На 1 августа 2024 года в России проживало 187 203 человека, относящих себя к цыганам, в новых субъектах — 3320. Такие данные привело Федеральное агентство по делам национальностей в докладе о результатах выполнения комплексного плана мероприятий по социально-культурному развитию цыган в РФ со ссылкой на МВД. Из них в 2022—2023 учебном году в школах учился 47 961 человек, в том числе только 547 — в 11-м классе. В 2023—2024-м — 47 046 и 383 соответственно, сообщило на своем официальном сайте Минпросвещения по результатам мониторинга.

 

Старше не значит образованнее

В 2022—2023 учебном году в российских школах учился 47 961 ребенок из цыганских семей. Из них на уровне начального образования — 28 742, что составляет 59,9 процента от всех. Основное общее осваивали 18 672 ребенка — 38,9 процента, в старших классах — 547 — 1,1 процента. Это следует из доклада Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) о результатах выполнения комплексного плана мероприятий по социально-культурному развитию цыган, опубликованного 5 ноября 2024 года.

 

Свежие данные о ситуации в 2023—2024 учебном году 15 января 2025-го разместило Минпросвещения на своем официальном сайте по итогам мониторинга, проведенного в соответствии с тем же планом по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган во втором полугодии 2024 года. Эксперты пришли к выводу, что общее количество этой категории учеников уменьшилось на 915 — 1,91 процента. За парты сели 47 046 человек. В том числе в начальных классах 28 092 — 59,7 процента от общего количества, в средних 18 571 — 39,5 процента, в старших 383 — только 0,8 процента.

 

В целом же 1 августа 2024 года в нашей стране проживало 187 203 человека, относящих себя к цыганской национальности, в новых субъектах — 3320. Такие данные сообщило ФАДН, ссылаясь на МВД.

 

Переход с потерями

Обновленный план мероприятий в российском Правительстве утвердили 13 октября 2022 года. Спустя две недели, представляя его на выездном межрегиональном методическом семинаре ФАДН в Туле, начальник управления государственной политики в сфере межнациональных отношений агентства Тимур Цыбиков объяснил, что в нем меняется: раз в два года будут анализировать переход детей из цыганских семей с одного уровня образования на другой.

 

«Поставили перед собой задачу посмотреть, сколько детей поступает в первый класс, сколько из них заканчивает четыре класса, сколько из них поступает в пятый, девятый классы, в систему среднего профессионального образования», — уточнил он.

 

ФАДН в своем докладе привело конкретные цифры. В частности, в 2023—2024 учебном году в 5-м классе учился 5181 ребенок из семьи цыган. Это на 904 человека меньше, чем в 4-м классе в 2022—2023 учебном году, где грызли гранит науки 6085 детей.

 

В то же время в 2023—2024 учебном году в 10-м классе числились 259 детей. Их оказалось на 2452 человека меньше, чем в 9-м классе годом ранее, когда было 2711 учеников.

 

Преодолеть барьеры

Такая картина появилась не за один день и, конечно, имеет свои причины.

 

«В период Советского Союза статистика была значительно лучше, — сказал «Парламентской газете» кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, участник Всемирного цыганского конгресса Петр Царьков. — Многие цыгане заканчивали восьмилетку, отдавали своих детей в школу. Им бесплатно выдавали учебники, одежду, как многодетным. Ведь традиционно это большие семьи. Отчасти поэтому эта проблема была если не решена, то оставалась не столь актуальной, не в таких масштабах».

 

Есть и другой аспект — неоднородность цыганского населения, состоящего из множества субэтносов с собственными аутентичными культурами, историей проживания в разных странах, и это обязательно надо учитывать, давая оценку тем или иным статистическим данным, добавил эксперт.

 

По его словам, в меньшей степени склонны получать образование те, кто живет в цыганских поселках, и для этого тоже есть предпосылки.

 

«Часто там трудности с логистикой, в частности, недоступны школьные автобусы, физически тяжело добираться до школы, — отметил Царьков. — Поэтому им необходима помощь. Нужно мониторить расположение поселков, организовывать транспорт, разрабатывать специализированные учебные программы».

 

Из пятого класса — на брачное ложе

Сложившаяся ситуация, конечно, не дает повода для оптимизма, несмотря на предпринимаемые усилия, чтобы ее исправить.

 

«Если мы возьмем регионы, где компактно проживают цыганские общины десятилетия, а может быть, и века, то поймем, что у них есть определенные традиции, которые они не собираются менять, — сказал «Парламентской газете» член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов. — Так происходило даже в советское время, когда все было поставлено на контроль. Они ходили в школу до четвертого-пятого класса, учились читать, писать кое-как. Дальше девочек выдавали замуж, мальчики шли зарабатывать. Исходя из своих традиций, они не собираются интегрироваться в наше культурно-историческое пространство, а иногда даже не служат в армии. Это тоже факт. Причем это их поведение не только в России, а по всему миру».

 

На эту проблему обращают внимание и другие политики.

 

«Конечно, важно учитывать культурные особенности, но право на образование — фундаментальное право каждого ребенка независимо от национальности, — поделилась своей точкой зрения с «Парламентской газетой» первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. — Низкий уровень образования приводит к социальной изоляции, безработице, бедности и маргинализации».

 

Подобная ситуация, по мнению политика, не только вредит оставшимся без образования, но и создает потенциальные социальные проблемы для всего общества. Кирилл Кабанов считает, что власть должна стараться свести к минимуму риски такой поведенческой модели цыган. «Мы не можем изменить их, и нужно ли это? Все эти истории по поводу того, что мы сейчас будем их обучать, похожи на праздники плова. Это не работает, — уверен общественник. — Есть некая реальность, в которой мы должны посмотреть, как будем минимизировать ее последствия. Это серьезная работа, в том числе правоохранителей. Надо усиливать работу рядом с такими анклавами, пытаться заставить их соблюдать наши законы и не допускать нарушений».  

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

Иначе говоря, у власти нет ни проекта, ни желания интегрировать цыган в общество. Поэтому власть будет и дальше воспринимать ситуацию с этой социальной группой весьма двусмысленно: они граждане России, а потому обладают (формально) всеми положенными правами, но при этом в силу своих традиций могут вести асоциальный образ жизни, нарушая законы. И раз так - то это фактически узаконенная группа населения, которая в силу своей отстраненности от общества не может вести свой законный с точки зрения правового пространства образ жизни, традиционно ведя свой собственный - воровство, мошенничество и наркоторговлю.
 
 Очень удобная позиция, между прочим. Чуть что - а это не мы такие, это традиция такая. А так как у нас сейчас традиционные ценности на коне, то и возразить нечего.