Инаугурация Трампа: темна вода во облацех
На модерации
Отложенный
20 января в должность президента США вступает Дональд Трамп. На святочной неделе эксперты как с цепи сорвались – одни пугают приходом Трампа, другие ждут от него каких-то пирогов и плюшек. Право, впору башмачок за ворота бросать или карты таро раскидывать. Только так ли принципиальна смена главного жильца Белого дома?
Прощальная дуэль
Пока Джозеф Байден долго и нудно прощается с любимым народом, Дональд Трамп, похоже, не обращает внимания на стариковский бред былого соперника. Зато тот и впрямь гордится героическим выходом американцев из Афганистана, разрешением конфликта на Ближнем Востоке и, само собой, окончательной победой над ненавистной Россией. Ясное дело, про плюсовые семь триллионов к госдолгу – ни слова, тут его спичрайтерам отказало воображение, хотя могли бы что-нибудь такое спроворить.
В общем, как ни крути, а самоходный дед в его представлении уходит победителем. Вот правда распрощаться не в силах, а может, Джил его накручивает, ей-то очень нравилось изображать первую леди.
Тем временем свежеиспечённый, 47-й (он же 45-й) президент великой державы жжёт не по-детски. Если на первый свой срок он выходил несколько ошарашенный победой, в которую никто не верил, то сейчас за ним блестяще проведённая кампания и даже само провидение: пуля-то пролетела – и ага… Теперь всё можно – Гренландию покупать, Канаду с Мексикой присоединять и вообще мигом решить все проблемы. Правда, мигом не получается. Пока только в Копенгагене, напившись капель датского короля, смирились, хотя и усилили армию Гренландии двумя собачьими упряжками. Остальные вроде бы не верят в серьёзность намерений расшалившегося Трампа. И напрасно. Дональд Фредович точно вознамерился занять почётное место в мировой истории и схлопотать Нобелевскую премию.
Так что в прощальной дуэли двух президентов явно выигрывает новый, он же старый. Во всех смыслах. Кстати, Байдену, когда он вступил в должность, было тоже 78 лет, как сейчас Трампу, и поначалу он выказывал некую активность, но потом, видать, устал. Нет, не надо подозревать меня в эйджизме, я просто констатирую факт.
Мы ждём перемен?
Помнится, в начале первой каденции Трампа многие, включая экспертов-американистов, ждали каких-то благих перемен в отношениях России и США. Тем более что беднягу на его родине закидали обвинениями в связях с Кремлём и лично с Владимиром Путиным. Может, для того чтобы откреститься от этих нападок, президент – новичок в большой политике – постарался нагадить нам по возможности щедро. Впрочем, сперва он просто продолжил линию санкций, введённых администрацией Барака Обамы, причём не очень-то давил, но со временем вошёл во вкус. Тут чего только не было: и высылка дипломатов, и закрытие консульства в Сиэтле, и новые рестрикции по поводу Скрипалей, и выход из договора о ракетах средней и меньшей дальности... Да, ей Богу, замаешься перечислять.
Тем не менее, поклонники Трампа оправдывали действия его администрации тем, что у президента якобы связаны руки и он не в силах противостоять Конгрессу. Так-то оно так, но, кажется, не сильно-то и хотел противиться. Собственно, на первом сроке он был больше занят тёрками с Ираном и Китаем – вот кто ему покоя не давал. Скорее всего, с этими заботами он приступает и ко второй части «президентского балета». А обещание решить украинскую проблему в 24 часа (уже превратившиеся в полгода) – всего лишь желание дать пинка доставшим его демократам.
Короче говоря, ждать позитивных перемен – как минимум наивно. Даже если Трамп втихаря учит русский язык, чтобы в подлиннике читать Достоевского, на политику США в отношении России это не повлияет. Как говорится, не было бы хуже.
…И его команда
Хотя 47-й президент США больше напоминает Мишку Квакина, нежели храброго пионера Тимура, своей командой на сей раз он озаботился всерьёз.
Вице-президент Джей Ди Вэнс – личность неординарная. Писатель, между прочим. А в прошлом – ярый противник Трампа, как только того не обзывал. За что потом, кстати, просил прощения. С приходом же в большую политику как-то скоренько переобулся и заслужил прозвище «нового правого». На словах Вэнс не желает конфликта с Россией, однако восхищается украинцами, которые с ней сражаются. Вот и пойми, что он хотел сказать.
Не надо думать, будто вице-президента в США выбирают исключительно для того, чтобы занять в случае чего опустевшее место. С одной стороны, он возглавляет сенат с правом решающего голоса, с другой – выступает своего рода дублёром госсекретаря.
Правда, Марко Рубио, если его утвердят в должности государственного секретаря, дублировать будет трудновато – мужчина с ястребиным характером, очень хочет поменять режимы в Венесуэле и на Кубе. Об отношении к КНР лучше всего говорят его собственные слова: «Китай – самый сильный и опасный противник, с которым когда-либо сталкивалась наша страна». Любопытно, что слушания в сенате по поводу его кандидатуры прошли весьма гладко, хотя кое-кто выразил опасения: уживётся ли Рубио, с его-то тягой к самостоятельности, с теми, кого уже набрал Трамп.
Отношение же его к России не переменилось – как был русофобом, так и остался.
Но, наверное, самая яркая и даже скандальная (под стать патрону) фигура команды Трампа – Илон Маск. Формально он, как и Вивек Рамасвами, в администрацию не входит, а возглавляет некий свеженький департамент эффективности правительства, и оба призваны, по словам Трампа, заняться «демонтажем правительственной бюрократии». Иными словами, этих двух «замечательных американцев» (по его же определению) новый президент бросает на прорыв – осушать пресловутое Вашингтонское болото. В прошлый раз болото всё-таки победило, чем дело кончится сейчас – стоит посмотреть, даже без попкорна.
Примечательно, что своим фронтменом Трамп сделал именно Илона Маска – успешного предпринимателя, мастера пиара и (в силу личной драматической ситуации) сторонника традиционных ценностей. Так сказать, всё в одном флаконе, но ключевой фактор здесь – умение организовать бизнес и продвинуть его на рынке. То есть идея реиндустриализации всё так же актуальна и для Трампа, и для Америки.
И всё-таки, хоть в нынешней команде и есть действительно яркие личности, собрана она с бору по сосенке. Такое впечатление, что ментально Дональд Трамп так и остался в своём знаменитом шоу, где громогласно изгонял неудачников фразой: «Вы уволены».
Съесть-то он съест…
Вообще-то всеобщий интерес к тому, что будет со Штатами в ближайшие четыре года, вполне объясним. Хотим мы того или нет, но США остаются державой, под которую вынуждены подстраиваться многие страны. Кто-то по слабости, кто-то по глупости, кто-то по необходимости.
Вопрос в том, насколько ещё хватит американского влияния. Речь даже не о долларе как таковом – полиграфия в Америке хорошая, производительная, что ей сто́ит напечатать лишний десяток триллионов? Довольно долго доверие к доллару основывалось не только на военной силе США, но и на мощном пиаре: от Голливуда до джинсов. И, конечно, на мифе о демократии, который не сумели пошатнуть ни маккартизм, ни вьетнамская война, ни разгон демонстраций. Всем хотелось жить «как в Америке», и ехали туда со всего света.
А потом что-то пошатнулось, да сильно. Чем красивее рисовалась пиаровская картинка, тем более странной выглядела реальность. До поры какие-то тормоза ещё действовали, но в пандемию они сломались, и пошло-поехало… Да ещё и на международной арене Штаты оскандалились, и весь мир увидел, как войска драпают из Афганистана, а за шасси самолётов цепляется брошенная прислуга. И всё это на фоне бешеной толерантности, квинтэссенцию которой воплотила темнокожая и абсолютно безмозглая лесбиянка Карин Жан-Пьер. Над ней откровенно потешались, а ведь она, ни много ни мало, озвучивала политику Белого дома. Какое уж тут величие… Хотя и шеф её, особенно в последние два года, вызывал одновременно и жалость, и усмешку.
Конечно, все мы, включая американских избирателей, сознаём, что президент США – фигура во многом ритуальная и мало что решает. Точнее, решает то, что позволяют. С этой точки зрения, будущее Трампа более или менее просматривается – если за его спиной сильные корпорации (тот же Маск, например, или оружейники), второе пришествие может быть вполне благополучным. За «малым» исключением – вряд ли ему удастся и на сей раз справиться с Вашингтонским болотом.
А это значит, что толком ничего не изменится. Как в том анекдоте: съесть-то он съест, да кто ж ему даст?
The show must go on
Тем не менее, шоу под названием «вторая каденция Дональда Трампа» должно продолжаться, ибо главный шоумен уже готов, положив руку на Библию, принести присягу. Клятва коротенькая и не включает каких-то моральных обязательств типа: не врать, не мстить, не нарушать данное слово. Это уже лишнее, да и кто из американских президентов на подобные подвиги способен?
Встречая нового-старого президента, хорошо бы помнить, что главным его делом до того, как он ринулся в большую политику, был бизнес, да ещё в такой мутной сфере, как недвижимость. Не случайно Трамп никогда не говорит о договорах, но всегда – о сделках. Даже книжку о них написал, так и называется – «Искусство сделки». Честно говоря, книга слова доброго не стоит, но довольно хорошо рисует личность автора – работящего, самовлюблённого, авантюрного, даже слегка жуликоватого. В целом, он и в политике в свой первый срок был таким. Помните, сколько всего наобещал? А сколько исполнил?
Впрочем, для президентов США это дело обычное. Вон, Барак Обама божился, будто закроет тюрьму в Гуантанамо, да так за восемь лет и не сподобился. Трамп, если помните, начал было стенку строить, отгораживаясь от Мексики, но тоже без успеха.
Словом, верить не только предвыборным обещаниям кандидатов, но и клятвам избранных президентов США – последнее дело. Петух три раза прокукарекать не успеет, как они от сказанного отрекутся.
Поэтому не станем тешить себя большими надеждами, чтобы не оказаться лицом к лицу с утраченными иллюзиями. Хотя… Темна вода во облацех, глядишь, что-нибудь и переменится к лучшему. Неожиданно для всех.
Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»
Комментарии