Его расстреляли в 15 лет: как легендарное дело Аркадия Нейланда взорвало СССР
На модерации
Отложенный
Аркадий Нейланд – единственный подросток, расстрелянный в послевоенном СССР. Юристы до сих пор спорят о том, было ли правомерным применение к 15-летнему преступнику высшей меры наказания, ведь это противоречило тогдашнему законодательству.
Одни считают, что властям нужна была показательная казнь – в стране тогда шла кампания по борьбе с подростковой преступностью, и Нейланда расстреляли якобы для «наглядности». Другие парируют: приговор юному, но безжалостному убийце вынесло само советское общество, решившее, что таким выродкам не место среди живых людей.
Чем подросток заслужил такое к себе отношение и была ли его казнь на самом деле несправедливой?
Нападал с кастетом на прохожих
Жуткая история произошла в Ленинграде 27 января 1964 года: в одной из квартир дома №3 на Сестрорецкой улице обнаружили тела женщины и ее малолетнего сына, зверски изрубленные топором. По подозрению в страшном преступлении вскоре был задержан Аркадий Нейланд, которому на тот момент было всего 15 лет.
Несмотря на юный возраст, подросток был хорошо известен ленинградским стражам порядка: с семи лет он состоял на учете в детской комнате милиции, а в 12 окончательно вылетел из школы за неоднократные кражи вещей и денег у одноклассников, систематические прогулы и неуспеваемость.
В интернате, куда Нейланда поместили после исключения из школы, он занялся было привычным воровским промыслом, однако местная лихая шпана быстро объяснила ему, что красть у своих – «не по понятиям», и отбила охоту шарить по чужим карманам. Кроме того, у Нейланда вдруг обнаружился энурез, что и вовсе сделало его жизнь среди суровой интернатской «братвы» невыносимой.
Сбежав из интерната, подросток подался в Москву, однако там его сразу задержали и отправили обратно в Ленинград. В родном городе 14-летний Нейланд устроился работать на «Ленпищмаш», но и здесь долго не стали терпеть его прогулов и воровства и вскоре с позором выгнали.
В это время подросший и окрепший хулиган уже стал позволять себе более серьезные правонарушения: нагло домогался девушек, нападал с кастетом на прохожих, совершал квартирные кражи и даже обнес киоск «Союзпечати» и несколько парикмахерских.
В силу малолетства Нейланда до суда дело ни разу не доходило. Лишь однажды у правоохранителей лопнуло терпение, и после очередного мелкого преступления в отношении него было возбуждено уголовное дело. Однако и оно вскоре было закрыто после слезного раскаяния малолетнего хулигана в кабинете у следователя.
Мечты малолетнего уголовника
Между тем Нейланд вовсе не собирался вставать на путь исправления, а наоборот, в усвоенных им воровских традициях задумал провернуть «серьезное дельце», чтобы потом с шиком отметить свое приближающееся 15-летие на черноморском курорте. Для реализации этой убогой мечты он не смог придумать ничего лучше, чем ограбление какой-нибудь зажиточной квартиры.
На дело Нейланд отправился вместе с дружком Виталием Кубаревым. Под предлогом сбора макулатуры малолетние подельники обошли подъезд дома №3 по Сестрорецкой улице. Выбор Нейланда был неслучайным: во дворе этого дома он еще в четырехлетнем возрасте отобрал у местного мальчишки фонарик. С тех пор дом ассоциировался у него с богатыми жильцами.
Ожидания не обманули Нейланда. Одна из квартир в подъезде буквально поразила выросшего в нищей коммуналке подростка своей «роскошью»: дверь была обита дерматином (искусственной кожей – Прим. ред.), во рту у вышедшей к ним хозяйки сверкнула золотая коронка, а в комнате виднелись телевизор и модный транзисторный приемник «Спидола» – атрибуты шикарной жизни советского гражданина.
Положив на ум богатую квартиру, Нейланд с сообщником отправился дальше. На другом этаже им удалось проникнуть в пустующее жилье и обнести его, однако затем удача отвернулась от воришек: во дворе их с награбленным заметил и схватил дворник.
Нейланда ждало новое уголовное дело, и на снисхождение в этот раз рассчитывать не приходилось. Избежать заключения молодому преступнику помогла только беспечность работников прокуратуры. Следователь во время допроса отлучился, велев Нейланду подождать в коридоре, а когда вернулся, того и след простыл. В прокуратуре осталась лишь его шапка, которую он забыл впопыхах.
Нанес 15 ударов топором
Домой беглый хулиган возвращаться не стал, боясь, что там его ждет засада. Несколько суток он бродяжничал, ночуя в подвалах, и постоянно думал о той самой «богатой» квартире на Сестрорецкой улице, где его поджидала крупная добыча.
Наконец, решившись, ранним утром 27 января – накануне своего 15-го дня рождения – он прибежал домой, схватил топор и пошел убивать и грабить.
Хозяйка квартиры, 37-летняя Лариса Купреева, поддалась на обман преступника, который представился почтальоном, и открыла ему дверь. Нейланд ворвался в квартиру, нанося женщине удары топором. Купреева могла бы выскочить в подъезд и спастись бегством, однако в квартире находился ее трехлетний сын Юра, и бросить его она не могла.
Прежде чем женщина перестала сопротивляться, Нейланд нанес ей 15 ударов топором. Затем выродок зарубил мальчика, чтобы он «не крутился под ногами». Так убийца потом сказал на допросе.
Добычей Нейланда в «богатой» квартире стали кошелек с 57 рублями, пачка облигаций, фотоаппарат и найденные в холодильнике апельсины и яблоки.
Перед уходом преступник снял на краденый фотоаппарат убитую женщину в непристойных позах. Снимки он планировал продать. Затем оголодавший после кровавой расправы изверг спокойно позавтракал (!) и приступил к сокрытию следов преступления.
Для этого он включил газ на кухонной плите и развел костер на деревянном полу в комнате, рассчитывая, что произойдет взрыв. Уверившись в своей безнаказанности, Нейланд покинул квартиру.
Однако план малолетнего преступника не сработал: почувствовав запах гари, соседи вызвали пожарных, которые оперативно прибыли и справились с огнем. Место жуткого преступления оказалось практически нетронутым, поэтому у огнеборцев волосы встали дыбом от увиденного. Отойдя от шока, они вызвали милицию.
Прибывшие правоохранители сходу заподозрили в жуткой расправе супруга убитой женщины, однако обнаруженные на месте преступления улики – отпечаток окровавленной ладони на дверце шкафа и обгоревшая рукоятка топора – позволили выйти на след настоящего убийцы. Вскоре нашлись и свидетели, видевшие Нейланда в день преступления возле дома.
Малолетнему «все простят»
Сам малолетний убийца в это время уже вовсю кутил и шиковал на похищенные 57 рублей. Первым делом он купил себе зимнюю шапку взамен той, что оставил при побеге в прокуратуре, а также по бутылке шампанского и коньяка.
Приехав в Москву, Нейланд тут же познакомился с бродягой по фамилии Нестеров, вместе с которым отправился, как и мечтал, на Черное море, в Сухуми. Однако, едва появившись в городе 30 января, малолетний убийца был арестован милицейским патрулем. При обыске у него нашли вещи, похищенные во время убийства в Ленинграде.
На допросе Нейланд сразу сознался в содеянном и охотно отвечал на вопросы следователей. Казалось, что ему даже нравится быть в центре внимания. При этом он вел себя спокойно и уверенно, и открыто говорил сотрудникам милиции, что ему, как малолетнему, «все простят».
Однако решение суда, оглашенное 23 марта 1964 года, стало полной неожиданностью для всех и в первую очередь для самого малолетнего преступника: 15-летнего Нейланда приговорили к смертной казни, что противоречило законодательству СССР, которое запрещало применение высшей меры наказания к несовершеннолетним.
Казнить нельзя помиловать
Дело в том, что незадолго до вынесения приговора Нейланду, 17 февраля 1964 года, Президиум Верховного Совета СССР принял постановление, допускавшее расстрел, как высшую меру наказания, в отношении несовершеннолетних.
Суровое решение было продиктовано тем, что в послевоенные годы в Советском Союзе остро стояла проблема детской и подростковой преступности. И если после смерти Сталина законодательство в этом вопросе было существенно смягчено, то в начале 1960-х его решили ужесточить.
Нетрудно заметить, что постановление было принято после преступления Нейланда, но до вынесения вердикта суда в отношении него. Поэтому ввиду исключительной жестокости преступления малолетнего убийцу приговорили в соответствии с новым постановлением, применив его обратную силу.
Решению суда в отношении Нейланда предшествовала широкая огласка уголовного дела и его обсуждение в общественном поле. Целые коллективы заводов и колхозов принимали резолюции о вынесении Нейланду именно смертельного приговора.
Также был проведен опрос среди ленинградских судей: их спросили, имеет ли постановление Президиума ВС СССР от 17 февраля 1964 года обратную силу? Ответ судей был: да, имеет.
Между тем любой студент-юрист твердо знает, что закон не имеет обратной силы и его нельзя применять к преступлению, совершенному ранее. Именно поэтому вопрос о правомерности смертной казни в отношении Нейланда, несмотря на всю чудовищность его преступления, до сих пор вызывает дискуссии. Сам же малолетний убийца многими считается «жертвой» кампании по борьбе с подростковой преступностью.
Брежнев заступался, Хрущев не помиловал
Аркадия Нейланда расстреляли 11 августа 1964 года в Ленинграде. Говорят, что, узнав о приговоре, он упал духом и замкнулся. Подросток успел подать прошение о помиловании, но суд его отклонил. Есть сведения, что человека, готового привести в исполнение приговор в отношении Нейланда, удалось найти с большим трудом. Никто не хотел расстреливать 15-летнего преступника.
Также существует легенда, что на сохранении жизни Нейланду настаивал Леонид Брежнев, в то время председатель Президиума Верховного Совета СССР. Он считал, что вынесение смертного приговора подростку нанесет ущерб международному имиджу Советского Союза. Однако первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев якобы с этим аргументом не согласился.
Комментарии