Как ислам учит ненавидеть неверующих

На модерации Отложенный

Актуальность темы

Одним из популярнейших салафитов современности является Ибн Баз. Его книги запрещены во многих странах, в том числе у нас. В 20 веке он был верховным муфтием Саудовской Аравии. Одним из учеников Ибн База является шейх Абдуль-Азиз ар-Раджихи, чьи труды доступны в том числе на русском языке.

Один из читателей моего блога прислал мне интересные выдержки из книги ар-Раджихи, которая называется "Основы Сунны. Толкование послания имама Ахмада ибн Ханбаля". Сунна - это мусульманское предание, описывающее изречения и деяния пророка Мухаммеда и его близких. Имам Ахмад ибн Ханбаль - это один из главных суннитских богословов и автор одной из четырех суннитских правовых школ, которая известна как "ханбалитский мазхаб".

Ханбалитский мазхаб распространен в Саудовской Аравии и Катаре, в то время как в России распространены ханафитский и шафиитский мазхабы. Однако ханбалитский мазхаб тоже набирает популярность среди русскоязычных мусульман в связи с распространением салафизма.

Ханбалитский мазхаб популяризируется в том числе благодаря шейху ар-Раджихи. Его книги продаются на российских маркет-плейсах, русскоязычные видеоролики с его лекциями набирают десятки тысяч просмотров. В связи с этим важно отметить, что он пишет об отношении мусульман к неверующим.

Как мусульманин должен относиться к неверующим?

В книге "Основы Сунны" он пишет следующее:

Ученые разделяют любовь/дружелюбие (муваля) к неверующим на два вида:
1. Любовь (дружелюбие), которая выводит человека из Ислама - это любовь к неверующим всем сердцем. Проявление хорошего отношения к нему не ограничивается словами и делами, а исходит от сердца человека.
2. Любовь (дружелюбие), которая не выводит человека из Ислама - это внешнее проявление к неверующему хорошего отношения, однако в сердце присутствует ненависть к нему за то, что он является неверующим.

Таким образом, шейх ар-Раджихи, комментируя имама Ахмада, дает понять, что мусульманин выходит из ислама, если искренне дружит с неверующими (немусульманами). Но если он лишь внешне проявляет дружелюбие, а внутренне ненавидит неверующих, то такой мусульманин сохраняет статус правоверного.

Далее шейх ар-Раджихи пишет, что даже внешнее проявление дружелюбия к неверующим является большим грехом (пусть оно и не выводит мусульманина из ислама):

Сказали, что в этом хадисе видно, что Хатыб проявил дружелюбие (валя) к неверующим явным образом, однако Пророк посмотрел, что у него было на сердце, и признав его правдивость, не назвал его неверующим. Поэтому такой вид любви/дружелюбия (муваля) является большим грехом, не доходящим до неверия.

Стихи Корана о нелюбви к неверующим

В главной книге ислама, Коране, мы также можем найти аяты (стихи), в которых мусульман призывают ненавидеть неверующих.

"Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники". (Коран 58:22)

В этом аяте сказано, что мусульмане не могут любить тех, кто не верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда. Более того, мусульманин не может любить своих родителей и других родственников, если они не верят в Аллаха.

"О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками." (Коран 9:23)

Значит ли это, что все мусульмане ненавидят неверующих?

Нет. К примеру, многие мусульмане нашей страны не берут в расчет приведенные стихи Корана, даже если их друзья или родственники не верят в Аллаха. Это нормальная ситуация в наших реалиях, которая объясняется влиянием атеистического прошлого и светского настоящего. Вдобавок, отечественный ислам связан с ханафитским и шафиитским мазхабами, для которых характерны ашаритская и матуридитская интеллектуальные школы. Данные школы более лояльны к неверующим и используют философско-рациональные методы анализа Корана и мусульманского предания.

Однако, по мере распространения салафизма среди российских мусульман, ситуация может измениться кардинальным образом. С другой стороны, в самой Саудовской Аравии действует курс на увеличение свобод и ограничение салафитских норм.

ТРИКСТЕР | Научно о религии