Двадцать раз сыграл маршала Жукова и ненавидел Сталина
На модерации
Отложенный
Как часто мы воспринимаем артистов через их роли. Относится это и к отличным советским артистам. Ведь как блистательно Михаил Ульянов играл маршала Жукова! Да он и Сталина с Лениным играл, широчайшего диапазона артист. Какой достоверный командир эскадрильи в «Балтийском небе»! Да мало ли у него могучих ролей. Роли-то великие, а человек оказался странный. Потому что в перестройку оказался ярым ненавистником советской власти. Как это может быть?
Попалось тут выступление Ульянова на телевидении в 1987 году. Сначала глазам не поверил, да что он несёт! Да не может это быть Ульянов, какой-то дурной фотомонтаж! Но нет, ровно так и есть. Уши в трубочку заворачиваются.
Артист с большим возмущением зачитывает с экрана полученное им письмо от советского зрителя из Грузии:
«С чувством глубокого разочарования слушал и смотрел телепередачу «Больше света», в которой Вам довелось выступать в незавидной роли читающего во многом лживый текст. Сейчас у нас в стране происходит какая-то антисталинская вакханалия. Сначала из лобного места создали алтарь, а потом начали гадить в этот алтарь.
Как это характерно? Неужели вы не понимаете, насколько аморально всю вину за бесчисленные жертвы валить на одного человека даже такого масштаба, как Сталин?»
Артист Ульянов с большой обидой восклицает:
«Видите, что происходит сейчас в нашем обществе! Видите, какая страшная граница между мною и этим человеком!»
Граница, и правда, немаленькая. Потому что этот самый «Больше света» - совершенно позорная антисоветская агитка. Кино-то известное, как Ульянов умудрился в нём замараться?
Начиналось-то под бравурные лозунги. Вот, семьдесят лет Советской власти, давайте сделаем наполовину документальный фильм об этих грозовых годах. Ну и сделали полнометражную документальную картину. Чтобы, значит, пролить свет на нашу историю.
Так пролили, что не собрать. Потому что перед нами рекламный ролик горбачевской перестройки, не более. Был хороший Ленин, он капиталистов любил и даже НЭП для них ввёл. А потом пришёл злодей Сталин, поломал невидимую руку рынка и устроил страшные репрессии.
Ну и дальше превозносятся лозунги троцкистско-бухаринских заговорщиков. Я давно внимание обратил, что постреляли этих граждан в 1937 ровно за то, что Горбачёв с триумфом сделал в 1991. Так вся картина об этом. Что надо бы новый НЭП, назло проклятому Сталину. И назовём его перестройкой. Приехали.
Картину это, как сегодня сказали бы, «пиарили» со страшной силой. В десятке газет вышли хвалебные отзывы. Что так и надо обходиться с тоталитарной историей. Вот очень характерный отзыв «Московских новостей» под заголовком «Другой истории у нас нет». Мол, надо бы покаяться, граждане.
«Мы уже привыкли, что в кино НЭП показывают через образ лоснящегося нувориша, празднующего с кокотками свой социальный реванш (не обошлись, мол, без него товарищи), через образ кулака-мироеда... Было и это. Но фильм старается уйти от расхожих стандартов. НЭП - это кооперация, это желание вести хозяйство культурно, это умный и честный труженик. А его в годы поспешного и неправого раскулачивания отрывают от земли, от жизни!»
Какой чудесный текст! Даже эта почти геббельсовская агитка написана ещё людьми с советским образованием. Как красиво-то звучит «кокотка», «нувориш», «реванш». В девяностые это называли уже прямее «девушка по вызову», «новый русский». Вот как раз и настало раздолье для желающих «вести хозяйство культурно». Только почему-то основным методом конкуренции стала бандитская «стрелка».
Не обошлось в картине и без разоблачения Сталина. Не было никакой индустриализации и подвигов советского народа, которые мы доедаем и сегодня. Картина показывала Хрущёва на трибуне двадцатого съезда. Газета пишет:
«Развенчание Сталина - начало слома старого механизма управления обществом. Сделано было многое. Но радикальной перестройки не получилось. Почему? Многие добрые начинания захлебывались потому, что обществу не хватало демократизма, гласности».
И весь авторский текст за кадрами документальной хроники читает именно Ульянов. Так что вопрос от зрителей не праздный. Как же это народный депутат, член ревизионной комиссии партии и член ЦК КПСС Ульянов эдакое рассказывает про историю своей же партии? С целью эту партию уничтожить?
Ну ладно, он артист, какой текст дали, такой и зачитал. Хотя мог бы, как его персонажи в кино и в лицо плюнуть.
Но ведь Ульянов с телеэкрана объясняет уже собственную позицию про Сталина:
«Если человек превратил науку в антинауку, если он обезглавил армию, обезглавил партию, превратил народ, Бог знает, в какую послушную скотину, Он, конечно, привнёс в наше общество чудовищные гены страха, неверия и безверия. А главным образом страх. Вот видите, он пишет мне письмо, мне, актёру, но боится подписать».
Это всё про Сталина, если Вы не поняли. И что забавно, вот полвека прошло с 1937 года, а Сталин и до 1987 года дотянулся. Боятся письма Ульянову подписывать! Мне только интересно - ему анонимку под дверь подсунули? Или оно всё же по почте пришло и на конверте обратный адрес и фамилия указаны? Ну не врёт же для пущей красоты с экрана артист Ульянов?
Кстати, уже в 1987 году советские зрители очень хорошо видят куда катят нашу страну эти, которые про демократию, гласность и новый НЭП. Потому что в письме Ульянова спрашивают про перестройку, которую он так воспевает:
«Как вы считаете, не закончится ли перестройка в нашей стране перестрелкой?»
Что отвечает Ульянов? Правильно, не про бандитов, которым в девяностые отдадут страну на разграбление. Нет, про ужасы Сталинских репрессий и чёрные воронки. Что там было в головах вообще:
«Пока еще нет, насколько мне известно. Но ведь мы жили в определенном ритме 70 лет. Ну, не 70, там 60, там с чем. А теперь мы хотим за два года изменить мозги наши? Я 30 лет боялся выйти на улицу, и как только черная машина ехала мимо, я начинал дрожать, а теперь я такой храбрый буду?
Я 18 лет матерился дома из-за того, что Брежнев доводил страну вот до такого состояния, а сделать ничего не мог. И то, что сейчас идёт, так сказать, как вы называете, перестрелкой, то это идёт обнажение наших проблем. Я не думаю, что перестрелка кончилась ещё. Этого нам не хватало. Но что будут всё время всё глубже и глубже, так сказать, сталкиваться, особенно в нашем мире, в интеллигенции, что это факт».
Что уж за преступления были на совести Ульянова, что он от каждого милицейского «бобика» тридцать лет вздрагивал? Это обласканный советской властью артист. Двадцать раз играл маршала Жукова в кино. Народный артист Союза, герой Соцтруда. Худрук театра Вахтангова. Коммунист всю жизнь напоказ.
А потом оказался великий артист человеком-флюгером. Большим другом Михаила Горбачева, все на спектакли его к себе в Вахтангова водил. А потом и Горбачев ушел в историю, потому что Ульянов сделал ставку на Ельцина. В 1993 году вошёл официально в Комитет поддержки Ельцина по апрельскому всероссийскому референдуму. Результаты референдума известны, был Советский Союз и куда-то делся. Хотя народ проголосовал как раз за него.
А великий артист Ульянов принялся играть... Сталина. Да-да, отца народов. В максимально издевательском виде. Был такой крайне странный режиссёр Роман Виктюк. Про которого рассказывали всякие гадости о «театральной ориентации», которые мы (в соответствии с законом) горячо осуждаем и вообще не верим. Угу.
Так вот он поставил политический фарс «Уроки мастера». Камерная пьеска на четырех артистов. С одной стороны Сталин и Жданов, с другой композиторы Прокофьев и Шостакович. И весь спектакль кровавый тиран глумится над интеллигенцией. Говорят, Ульянов в той фарсовой роли вождя очень старался.
Что ж, оно и окупилось. Дочка Ульянова в мемуарах писала, мол, папа был такой непрактичный. Приходилось ей ходить по режиссерам и выбивать ему деньги за роли. Например в одном из сериалов конца девяностых целому народному артисту выписали хоть и побольше обычного, но неподобающий гонорар. В тысячу долларов за съемочный день. Денежки неплохие.
Как, удачная карьерка для члена ЦК Ульянова? Вот его большой дружок Горбачёв американскую пиццу рекламировал. Тоже к успеху пришёл.
Противно это всё. Великий был артист Ульянов и останется для нас таким навсегда. Останется Лениным из «Человека с ружьем» и «Брестского мира», останется Марком Антонием и Ричардом Третьим, Цезарем, наконец. Останется капитаном Рассохиным из «Балтийского неба» и командармом из «Живых и мертвых». И конечно, останется маршалом Победы Жуковым, которого он играл так блистательно.
Что же до остального, всё уже написал советский зритель в 1987 году. С какой обидой читал с экрана Ульянов это письмо! А ведь всё в точку сказано:
«Ульянов, сегодня вы захлёбываетесь о преимуществах перемен, а завтра опять будете лить поток грязи, как вы это делаете в наше время, на прошлое, на нашу историю. Или вам всё равно, лишь бы заказывали музыку и хорошо платили, можно и в виде золотой звезды, а вы играть будете любому. А где же ваше самолюбие, где ваше «я», где ваше достоинство? Или вы действительно только артист и более ничего, а совесть? Нельзя же быть артистом и в жизни!»
Комментарии