Мятежный Ходжент

На модерации Отложенный

Раскрытие заговора эсеров в послереволюционном Ходженте

Установление Советской власти в Ходженте прошло сравнительно мирно и легко. Но зато борьба за её укрепление — была упорной и длительной.

 

В период, когда иностранная и внутренняя контрреволюции, организовав против молодой Советской республики военную интервенцию, навязали народам нашей страны гражданскую войну, в Туркестане вооружённые басмаческие банды, созданные свергнутыми революцией эксплуататорскими классами при помощи иностранных империалистов, также развернули борьбу против Советской власти.
Город Ходжент занимал тогда важное стратегическое положение — через него проходили линии коммуникаций, связывающих центральные районы края с Ферганской долиной. Учитывая это, партийная организация и правительство Туркестанской республики поставили перед коммунистами города и Городским Советом рабочих, солдатских и дехканских депутатов задачу всеми силами защищать Советскую власть в Ходженте. В то же время с существованием Советской власти в Ходженте никак не могли мириться басмаческие банды. Захватом Ходжента они рассчитывали создать общий фронт Ферганского басмачества и контрреволюционных сил Западной и Восточной Бухары.

[Справка. Туркестанская АССР (ТАССР), Автономная Туркестанская Социалистическая Советская Республика — автономная республика в составе РСФСР с 30 апреля 1918 по 27 октября 1924 гг. Население — свыше 5 миллионов человек. Столица — город Ташкент. Правящая партия — Коммунистическая партия Туркестана. Наряду с Башкирской АССР и Сибирской СР считается одной из первых автономных республик в составе РСФСР. 30 апреля 1918 г. на 5-м краевом съезде Советов (Ташкент, 20 апреля—1 мая) была провозглашена Туркестанская Советская Республика. В документах съезда было написано: 

  1. «Территория Туркестанского края объявляется Туркестанской Советской Республикой Российской Советской Федерации». 
  2. «Туркестанская Советская Федеративная Республика, управляясь автономно, признаёт и координирует свои действия с центральным правительством Российской Советской Федерации».

В состав ТСР вошла территория бывшего Туркестанского края, включавшего Закаспийскую, Самаркандскую, Семиреченскую, Сырдарьинскую и Ферганскую области. Съезд избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК). В мае 1918 г. образован Туркестанский военный округ.]

Трудящиеся организовали крепкую оборону города и, забегая вперёд, можно заметить, что они с честью выполнили возложенные на них задачи: врагам не удалось овладеть городом. Душою обороны стала городская коммунистическая парторганизация. Вооружённую силу в городе составляли отряды уездной милиции и отряд народной охраны. Город охранялся постоянно, особенно сильно в ночное время.
Осенью 1918 г. небольшой отряд теробороны вышел на обычный ночной обход. Город мирно спал… Но царившую в округе тишину внезапно нарушил оглушительный взрыв бомбы в районе махаллы Дарвозаи Коканд. Бойцы помчались туда: выяснилось, что взрыв произошёл в доме одного из эсеров. Они тогда ещё входили в состав Совета рабочих, солдатских и дехканских депутатов, но — тайно боролись против Советской власти. Поэтому взрыв бомбы всех очень насторожил. Солдаты быстро сообщили об этом факте в городской комитет партии и — в Совдеп.

Городской парткомитет и Совдеп уже имели кое-какие сигналы об антисоветских намерениях эсеров. Кроме того, никто в городе ещё не забыл их антисоветские выступления в прошлом. В результате расследования выяснилось, что главари эсеров в Ходженте — Стерлигов, Султанбай Махмудов, Таджибай Хаджимухаммедов — усиленно готовили антисоветское восстание в районе. В этих целях они через своих сообщников в Ташкенте получили кучу оружия — взрывчатку, винтовки, патроны-гранаты, — тайно перевезли их в Ходжент, солидно вооружив членов эсеровской организации. Во время обыска, проведённого по решению ревкома на квартирах активных эсеров, было изъято спрятанное оружие.

Главари эсеровской организации — арестованы.

Так, благодаря бдительности защитников революции, в городе был предупреждён мятеж «левых» эсеров, приуроченный к моменту антисоветского восстания контрреволюционеров во главе с Осиповым в Ташкенте. Также предупреждены возможные жертвы. Когда городской комитет партии и Совдеп получили впоследствии сообщение об осиповском мятеже, в Ходженте был сформирован боевой отряд численностью около 100 человек для оказания помощи защитникам революции в Ташкенте. Этот отряд, в состав которого входили комиссар уездной милиции Бальсер и боевые товарищи Колмаков, Переверталов, Ахмедбек Шокаримов и другие, тотчас выступил в путь. Но ему не пришлось доехать до Ташкента. Уже по дороге было получено сообщение о полном разгроме контрреволюционного мятежа в Ташкенте, и отряд вернулся в Ходжент.

Разгром басмаческой банды Холбута

Это было в 1922 году. Развернувшееся по всей советской стране восстановление народного хозяйства уже охватило и северные районы современной Таджикской ССР. Басмачество резко пошло на убыль, но с остатками басмаческих банд ещё, увы, не покончено. Более того, в 1922 г. в районах Ходжента и Ура-Тюбе недобитые шайки курбаши Холбуты предприняли попытки активизировать борьбу против Советской власти. Нападали на кишлаки, нарушая мирный труд населения по восстановлению народного хозяйства, грабили магазины, убивали советских активистов.
Кроме того, басмаческие банды очень часто организовывали нападения на железную дорогу, в особенности на ж/д узел Урсатьевск. Организовывая поджоги и убивая железнодорожников. Они старались нарушить нормальную работу «дороги жизни», которая играла важнейшую роль в восстановлении народного хозяйства и была коммуникационной линией частей Красной Армии. 
Было получено сообщение о том, что басмаческая банда Холбуты в количестве 600-700 джигитов (обычно цифры преувеличивались, очевидно, так было и на этот раз, но во всяком случае банда была значительная) — находится в кишлаке Кучкана. Было решено во что бы то ни стало разбить банду окончательно, избавить города с кишлаками от жестоких нападений басмачей:

«В это время я командовал 1-м взводом Ходженского добровольческого отряда, — пишет очевидец-красноармеец Б.Тураев: — Взвод получил задание действовать совместно с красноармейской частью, выделенной 14 Акмолинским кавалерийским полком. Бойцы этого полка, которым командовал Токмурзин, были нам хорошо знакомы, ибо мы и раньше всегда действовали совместно с ними. Начштаба Крешнин помог нам установить порядок взаимодействия. Когда прибыли на место, к нам присоединились ещё Гулякандозский добротряд во главе с Абдукадыром Исмаиловым и киргизский добротряд во главе с Исобеком. Наши части заняли все возможные пути отступления басмачей, особенно в высокогорные районы»…

Завязался бой. Главная задача — заставить основную массу басмачей сдаться, а не истребить их. Доброходцы были убеждены, что многие из бандитов хотят вернуться к мирному труду, но в басмаческой шайке остаются заложниками — из-за страха перед главарями, мстящими за уход смертью, или же потому, что обмануты — и разобраться в сем обмане сами не могут.

Бой оказался очень упорным, тяжёлым. Длился более восьми часов непрерывно. Басмачи делали отчаянные попытки прорваться, но все они были отбиты. Многие — убиты и ранены. Когда Хлолбута увидел, что не может вывести свою банду, то бросил её и с небольшой группой наиболее доверенных джигитов вырвался из окружения и убежал в Матчу, где ещё хозяйничали его подельники: «В наши руки попало всё оружие басмачей. Большинство их сдалось Советской власти, — заключает очевидец. — Банда Холбуты — была разгромлена».

Примечание:

По воспоминаниям Болтахона Тураева, с детства потомственного каменотёса, далее — члена Ходженского Совета. Одного из инициаторов создания добровольческих отрядов. Начальника милиции в Урсатьевске, Драгомирово и Ходженте. Светлая память бойцу революционного фронта! (1888—1957)