Что означают крылатые библейские выражения - "не от мира сего", "внести лепту", "метать бисер" и другие

На модерации Отложенный

Вавилонское столпотворение - такое выражение мы можем использовать, когда становимся свидетелем суматохи и беспорядка. В Библии сказано о людях, которые захотели построить в Вавилоне башню до небес - тем самым, приравнять себя к Богу. Но Бог «смешал их языки» так, что люди перестали понимать друг друга, «и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт., 11:9).

«Вавилонская башня», П. Б. Старший.«Вавилонская башня» .

Вернуться на круги своя - это выражение мы используем, когда происходит возвращение к какому-либо этапу. В Ветхом Завете сказано так: «Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» (Еккл., 1:6).

Внести свою лепту = оказать какую-либо помощь. Лепта - мелкая медная монета в древней Иудее и Древней Греции. В Новом Завете сказано о том, как одна вдова пожертвовала в сокровищницу храма 2 лепты. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12,41-44; Лук.21,1-4).

Г. Доре, лепта вдовы.Г. Доре, лепта вдовы.

Возвращение блудного сына - один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен (Лук. 15,11-32).

Рембрандт, "Возвращение блудного сына".Рембрандт, "Возвращение блудного сына".

Всему свое время - эту фразу говорят, когда кто-нибудь торопит события. В Ветхом Завете пророк Екклесиаст призывал не спешить совершать необдуманные действия: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом» (Еккл., 3:1).

-5

Голубь мира - обычно так называют миролюбивого человека, который пытается примирить тех, кто ссорится. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему оливковую ветвь как свидетельство того, что потоп окончился и появилась суша. С тех пор голубь с масличной ветвью стал символом примирения. (Быт., 8:2 - 12).

Ной выпускает голубя из ковчега. Фрагмент мозаики конца XII — начала XIII в. Венеция. Собор Святого Марка.

Господь дал, Господь взял - обычно это выражение употребляется в значении смирения. В книге Иова сказано об испытаниях, которые послал Бог Иову Многострадальному. Он лишился всего: имущество, дом, дети, но принял потери со смирением. «Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге». (Иов 1:20–22).

И. Репин, "Иов и его друзья".Противоречащий, поражающий Иова язвами — иллюстрация Уильяма Блейка к Книге Иова.И. Репин, "Иов и его друзья".

Заблудшая овца - так называют человека, который сбился с пути. Слова из притчи Иисуса Христа: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лк., 15:4-6).

Добрый Пастырь (Жан Батист де Шампань, XVII век).Добрый Пастырь (Жан Батист де Шампань, XVII век).

Манна небесная - именно так говорят о какой-то неожиданной помощи. Согласно библейской истории, манна - это пища, которую Бог послал с неба израильскому народу во время пребывания в пустыне: «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исх., 16:4).

Откуда пошло выражение "манна небесная" и что оно значит?arts_tobe - просто об искусстве18 января 2024


Тинторетто. Сбор Манны Небесной.Тинторетто.

Сбор Манны Небесной.

Не от мира сего - так мы обычно называем человека со странностями. "Вы от мира сего, Я не от сего мира" (Иоан. 8,23) ― из разговора Иисуса Христа с иудеями.

-10

Путеводная звезда является ориентиром для достижения целей. В библейской легенде о рождении Иисуса Христа сказано следующее: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться ему» (Мф., 2:1).

«Поклонение волхвов», фрагмент, Джентиле да Фабриано, 1423. Галерея Уффици.«Поклонение волхвов», фрагмент, Джентиле да Фабриано, 1423. Галерея Уффици.

Умываю руки - так мы говорим, когда хотим освободить себя от отвественности. В Ветхом Завете описан ритуал умывания рук как свидетельство о непричастности к чему-либо.

«Пилат умывает руки» (Дуччо. «Маэста», деталь).«Пилат умывает руки» (Дуччо. «Маэста», деталь).

Фома неверующий - так мы называем подозрительного человека. В Новом Завете рассказано о том, как один из учеников Иисуса, апостол Фома, не поверил в воскресение распятого Христа. Тогда Иисус обратился к нему со словами: «Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин., 20:27-28).

Уверение святого Фомы. Картина Караваджо, 1601—1602 годы. На картине Фома изображён дотрагивающимся до ран Христа.Уверение святого Фомы. Картина Караваджо, 1601—1602 годы. На картине Фома изображён дотрагивающимся до ран Христа.

Нести свой крест означает стойко переносить тяготы судьбы. Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26).

Эль Греко, "Христос, несущий крест".Эль Греко, "Христос, несущий крест".

Продать за чечевичную похлебку - поступиться чем-либо важным ради мелкой выгоды. Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову право своего первородства за чечевичную похлебку. (Быт. 25,29-34).

Джордано, Лука – Исав и Иаков (продажа первородства).Джордано, Лука – Исав и Иаков (продажа первородства).

Волком в овечьей шкуре называют лицемера. Выражение возникло из Евангелия: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7, 15).

-16

Выражение "в поте лица" означет тяжелый труд. В Книге Бытия Бог сказал Адаму, выгнав их из Рая: "В поте лица твоего будешь есть хлеб". (Быт. 3, 19).

Фреска Мазаччо в капелле Бранкаччи, 1426—1427. Изгнание из Рая.Фреска Мазаччо в капелле Бранкаччи, 1426—1427. Изгнание из Рая.

Метать бисер означает тратить впустую аргументы и доводы, пытаясь донести истину тому, кому это не нужно. По церковнославянски бисер - это"жемчуг". А фраза из Писания звучит следующим образом: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими". (Мф. 7, 6)

«Нидерландские пословицы», П. Брейгель, фрагмент.«Нидерландские пословицы», П. Брейгель, фрагмент.