Анатомия человечества. Государство как поиск идеального обустройства общественной жизни.
На модерации
Отложенный
Не претендуя на строго научное определение государства, я рассматриваю его как сложное, развивающееся системно-структурное образование, служащее для управления и упорядочение эффективного существования социума, и направленное для более полного и справедливого обеспечения потребностей и запросов, населяющих это государство индивидуумов.
Государство как социально-экономический и культурный феномен начиналось с самих примитивных форм существования первобытного строя до сегодняшних сложных систем, отличающихся развитыми социальными институтами, законами, духовными и нравственными ценностями. Системно-структурные связи и отношения внутри этих государств весьма разные и неоднозначные, как в сфере управляемости, так и эффективности их существования. Не случайно, существующий «порядок вещей» во многих государствах вызывает у его граждан справедливую критику и неприязнь, граничащую с возникновением всевозможных социальных протестов и восстаний.
Если говорить о фундаментальных основах, на которых построены государства, то все они глубоко иерархичны, с преобладанием вертикальных связей над горизонтальными, находящимся в подчиненном состоянии по сравнению с первыми. Именно от простых, первобытных горизонтальных связей до вертикальных, иерархичных шло развитие всей человеческой цивилизации. Можно сказать, что иерархическое построение человеческого общества в какой-то степени стало сакральным.
Не случайно во многих религиозных текстах все духовные сущности и боги занимали специально отведенное им место в иерархической лестнице. Что еще раз служило подтверждением тому, что социальное устройство жизни, построенное на превалировании вертикальных связей над горизонтальными, имеют не только логическое, но и мистическое обоснование. Впрочем, помимо религиозного подтекста иерархическая структура государства имеет и практическое обоснование, так как мотивирует каждого индивидуума к развитию, к достижению более высшей цели. Ведь, как говорится, что это за солдат, не собирается стать генералом. Есть только одно «но»: все хорошее, связанное с вертикальным построением общества, приходит в противоречии с так называемым человеческим фактором. А более прямо и откровенно говоря, с человеческими пороками, с греховностью человека, как сказали бы теологи. Поэтому мы и сталкиваемся с самоуправством и самодурством на всех этажах иерархической лестницы государства. Только и остается, с меньшей или большей долей везения, преимущественно юридически-правовыми методами, бороться и противодействовать сбоям в государственной системе. Какие бы самые совершенные и научно апробированные системы и структуры государственного устройства не были придуманы, все, как всегда, упирается в человеческий фактор.
Комментарии