Звезда «Мерседеса» закатилась
На модерации
Отложенный
Из компании-производителя надёжных, красивых, престижных и долговечных образцов Mercedes-Benz Group AG превратилась в одну из фирм, которая штампует всякое дерьмо
На фото: звезда «Мерседеса». Mercedes Benz Group AG, филиал в Мерингене, Баден-Вюртемберг, Штутгарт, Германия. (Фото: Arnulf Hettrich via www. imago-images.de/IMAGO/Arnulf Hettrich/TASS)
Иван Рыбин
Оригинальных немецких трёхлучевых звёзд для автомобилей Mercedes-Benz больше не будет. Компания-производитель данных автокомпонентов разорилась. Бесспорно, конвейер в Штутгарте из-за этого не остановится, альтернативы есть — например, звёзды из КНР. Но тут возникает резонный вопрос: если «немецкий» автомобиль собран из китайских компонентов, то зачем его покупать?
История уходит в вечность — основанная в 1796 г. компания Gerhardi Kunststofftechnik GmbH, которая поставляла на автокомпоненты на конвейеры Mercedes-Benz Group AG, разорилась. Знаменитые трёхлучевые «штерны» (нем. Stern — звезда), хромированные накладки на фальшрадиаторные решётки, дверные ручки и прочие детали придётся заказывать у иных производителей.
Предприятие немаленькое, аж 1500 сотрудников, впрочем, на фоне общего кризиса немецкого автопрома — это частный случай. Отдельно взятая трагедия бизнеса среднего размера. Хотя история в чём-то знаковая.
Что любопытно, точной истории появления «штерна» нет, равно и его значения. Существуют версии, не более того. По наиболее вменяемой легенде, трёхлучевую звезду в конце XIX в. придумал Готлиб Даймлер, который тогда производил, по большей части, двигатели: для наземных, морских и воздушных (дирижабли) судов. Три стихии — три луча. В 1909-м «штерн» стал официальным символом Daimler Motoren Gesellschaft.
В 1926-м, когда образовалась совместная компании Daimler-Benz AG, звезда перекочевала на авто. Правда, была она несколько иной. Вместо круглой «рамки» — помпезный лавровый венок. От него потом отказались, в и 1937-м мерсовский «штерн» стал таким, каким мы все его знаем.
Gerhardi Kunststofftechnik GmbH делала его давно, очень. Качество литья и штамповки там превосходное, гальваника также на высоте, и «оригинальные» звёзды на капот были, по сути, вечными. Авто уже сгнивало в хлам, а «штерн» достаточно было протереть тряпочкой и слегка отполировать — всё, как новый.
«Неоригинала», конечно, всегда хватало, особенно после того, как заработали предприятия в КНР. Стоил он всегда недорого и порой спасал, когда в РФ была эпидемия воровства «штернов» даже состоятельные люди покупали эти подделки, ведь порой их хватало всего на пару дней. Но в случае, когда аксессуар не крали, его вскоре приходилось выбрасывать — в отличие от родного он начинал очень быстро ржаветь, приобретая весьма позорный вид.
Не сказать, что в нашей стране Mercedes-Benz — народный автомобиль, однако очень много этих машин в подержанном состоянии приехало в РФ и до сих пор счастливо тут живёт. В конце 80-х — начале 90-х легковушки в Штутгарте делали крепкие, ремонтопригодные и достаточно простые. Те, кто поддерживает их в рабочем состоянии, не желают пересаживаться на что-то иное, ведь ничего лучшего до сих пор в мире не придумано.
Стильные и комфортабельные седаны и универсалы в 124-м кузове, ещё более крепкие W123, солидные «кабаны» W140, практичные 190-ки и 202-е «цэхи», элегантные купе С208 и кабриолеты А208, маленькие юркие 170-е SLK.
Сейчас эти авто, что были не на ходу, снова вытаскивают из гаражей и восстанавливают, так как в России дефицит недорогих качественных легковушек. Запчасти достать можно, «неоригинала» европейского происхождения хватает.
АТЕ, Febi, Lemforder, прочие бренды — всё это пусть и кусается по цене, но вполне доступно. Китайские аналоги народ не ставит, считая, что это ненадолго. Даже «штернами» брезгует, проще купить подержанный «оригинал».
На конвейере, увы, всё ровно наоборот, вскоре на Mercedes-Benz будут ставить даже двигатели от Geely. У ZF Friedrichshafen тоже проблемы, поэтому и трансмиссии могут начать применять привозные. «Штерны», понятное дело, из КНР, ведь Gerhardi Kunststofftechnik GmbH больше нет.
Впрочем, комплектующие из «третьих стран» на конвейере в Штутгарте уже давно стали печальной нормой, именно поэтому настоящие фанаты марки — даже очень обеспеченные — и предпочитают ездить на настоящих мерсах, порой вкладывая в их реставрацию большие деньги. Причём сие происходит не только в России. В Германии и других странах тоже хватает таких вот «оригиналов».
«Меньше стал потреблять автомобилей Китай, например, а некоторые модели ехали именно из Европы. Про Россию и страны СНГ мы не говорим, всё-таки это была не очень большая доля рынка. Не очень хорошие продажи в США. В Германии и Центральной Европе люди сейчас предпочитают ездить на старых автомобилях, не обновлять свои машины на новые»", — объясняет автоэксперт Павел Федоров.
Однако проблемы немецкого автопрома отнюдь не только в экспансии китайцев и не в падении потребления. В своё время была неверно выбрана бизнес-модель, точнее, произошла её пагубная смена.
Вместо немецкой основательности — компании работали десятилетиями и столетиями, зато уверенно, пусть и с небольшой прибылью — руководство взяло курс на максимизацию финансовых показателей. Пресловутая ЕBITDA и прочие «индикаторы» повыше, и всё такое.
До недавнего времени всё это худо-бедно работало, та самая «ебида» радовала. Правда, достигалось это за счёт выпуска «одноразовых» автомобилей.
Из компании-производителя надёжных, красивых, престижных и долговечных образцов Mercedes-Benz Group AG превратилась в одну из фирм, которая штампует всякое дерьмо. Ведь чтобы поддерживать высокий уровень прибыли, приходилось сокращать издержки, а именно: ставить на авто недорогие детали — не родные.
Что ударило по всей промышленности Германии. И сейчас, когда возникли общеэкономические проблемы, карточный домик, в котором всё взаимосвязано, начал рушиться.
Солидные покупатели потихоньку уходили к другим производителям, а попытки привлечь аудиторию всяких «метросексуалов» оказались провальными. Денег у них, как выяснилось, особо и нет, а финансовое положение в целом нестабильно — банки кредиты тоже не одобряют-с… При этом от консервативного дизайна авто со «штерном» успели отказаться с прицелом на вкусы таких вот «голубков». Все остальные покупатели это как-то не оценили.
Россия никогда не была основным рынком для концерна, но покупали — факт. Не столько машины, сколько «оригинальные» запчасти. В том числе для стареньких авто. Сейчас поставки в нашу страну перекрыты, что тоже сказывается на «ебиде». Впрочем, у всех в Германии нынче так, и перемен к лучшему не предвидится.
«Немецкий автопроизводитель BMW пресек незаконный экспорт в Россию своих автомобилей с завода в Ганновере. Компания провела расследование и выявила канал серого экспорта. BMW Group решила уволить основного ответственного за нарушение сотрудника», — больше похоже на отчёт перед американцами.
Иначе, увы, никак — в Германии стоят военные базы янкесов, а канцлеры на цырлах периодически бегают в Вашингтон, получать указания. Американцев проблемы местного автопрома волнуют меньше всего, у них есть свой, который нужно поддерживать. И выживет ли Mercedes-Benz Group AG, им наплевать в принципе. Не выживет — GM, Ford и Chrysler будет только лучше.
Комментарии