Выставка Николая Рериха в Санкт-Петербурге

На модерации Отложенный

Выставка «Твердыня пламенная. К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха»

Проходит до 2 марта 2025 года!

Кем на самом деле был Николай Рерих? Как ему удалось объединить восточное и западное направления философии? Можем ли мы называть его лидером культа? Ответы на эти и многие другие вопросы смогут найти посетители выставки, посвященной Николаю Рериху, в Главном штабе Эрмитажа.

Философ и художник Николай Константинович Рерих

Николай Рерих не был простым художником, он был очень талантливым живописцем, однако, помимо работы в мастерской его интересовала археология, философия, литераторское искусство, путешествия и этнография. Он даже создал собственное религиозно-философское учение - Агни-йога, или Живая Этика, целью которого стало стимулирование эволюции человечества ко всё более высоким формам космического бытия. Все это отразилось в картинах художника.

Раннее художественное образование Рериха в Санкт-Петербурге познакомило его с академическими традициями русского искусства, включая историческую живопись и реализм. На него оказали влияние известнейшие русские художники Виктор Борисов-Мусатов и Михаил Врубель. В некоторых из его ранних картин заметно увлечение историей и фольклором России.

Большое влияние на его художественное видение сформировали экспедиции в Гималаи. Его полотна стали значительно крупнее, отражая внушающий трепет масштаб гималайских пейзажей. Необъятность самих гор отражена в огромных размерах его картин. Гималайские пейзажи стали центральными в его художественном самовыражении, не просто как изображения природы, но как символ божественного. В его работах часто используются темы, взятые из теософии и других духовных традиций, что отражает его глубокий интерес к эзотерическим знаниям. Нельзя не отметить необычность выбираемых цветов. Цвет был не просто описательным элементом, но мощным инструментом для передачи духовной и эмоциональной интенсивности. Богатые, насыщенные оттенки придают мистическую ауру многим его работам.

Рерих Н.К. Стражи ночи. 1940Рерих Н. К. Гималаи. Розовые горы. 1933Рерих Н. К. Гималаи (Вершины гор освященные солнцем).1941Рерих Н.К. Стражи ночи. 1940

Особенности экспозиции:

В начале выставки сосредоточены произведения Рериха посвященные русской культуре. Эта часть выставки кажется наиболее знакомой и понятной зрителю. Здесь есть все среди чего мы росли: и сказочные герои, и белокаменные храмы, и исторические сюжеты, и, конечно, дорого украшенные иконы. В представленных произведениях можно увидеть большое уважение к родной культуре.

Рерих Н. К. Святой Сергий. 1932Рерих Н. К. Заморские гости. 1901Рерих Н. К. Пермский иконостас. 1907(фрагмент)Рерих Н. К.

Святой Сергий. 1932

Далее можно познакомиться с произведениями посвященными культуре Востока. Помимо собственных произведений Рериха на выставке представлены многие произведения из его коллекции. Это уникальные находки Восточной культуры, образами которой пропитано творчество художника. В этой части экспозиции мы можем поближе познакомиться с таинственным и загадочным миром, совершенно непохожим на нас. Величественные горы и мудрые старцы показаны в своем безмятежном спокойствии. Помимо горных просторов большое внимание здесь уделяется бескрайнему небу. Здесь можно увидеть его состояние в каждое время суток и при любой погоде. Зная о философских взглядах Рериха можно предположить что небо для него священно, так как оно связано с космическими формами жизни.

Рерих Н. К. Когда собираются йоги. 1939Рерих Н. К. Заратустра. 1931Рерих Н. К. Легенды. 1920Рерих Н. К. Когда собираются йоги. 1939

Художественные образы дополнены особыми материалами: публикациями, заметками, набросками, фотографиями и археологическими находками, среди которых представлены предметы из коллекций Н.К.Рериха, в том числе его собственные находки. Это помогает оценить масштаб личности Рериха и более глубоко погрузиться в его творчество. Посетители могут увидеть не только готовый результат его трудов на полотнах, но и те вещи которые вдохновляли его, все то, что он считал важным, то чем он многие годы жил и чему отдавался без остатка.

Скульптура из коллекции РериховНиколай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи в Нью-Йорке. 1929Публикации РериховСкульптура из коллекции Рерихов

Как добраться?

Главный штаб находится рядом с Дворцовой площадью. Добраться до места можно пешком от метро — станция «Адмиралтейская» (6 минут ходьбы) или «Невский проспект». Вход в комплекс Главного штаба Эрмитажа находится внутри арки с правой стороны.

Путь от станции метро Адмиралтейская на картеПуть от станции метро Адмиралтейская на карте


Вход в главный штаб со стороны Дворцовой площадиВход в главный штаб со стороны Дворцовой площади