Абхазии вновь придется выбирать — быть с Россией или сверкать нищетой
На модерации
Отложенный
Почему Сухум упорствует в запуске российского бизнеса и к чему это приведет
На фото: горожане у скульптуры «Ника» на набережной Махаджиров, Сухум, Абхазия. (Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС)
Дмитрий Родионов
Депутаты парламента Абхазии не ратифицировали инвестиционное соглашение с Россией, предусматривающее предоставление льгот и мер поддержки для российских инвесторов. Большинство депутатов проголосовало против ратификации, трое воздержались.
Документ предполагал следующие меры поддержки для российских инвесторов: освобождение на восемь лет от таможенных пошлин при ввозе стройматериалов и оборудования, от уплаты налогов на имущество организаций и на прибыль, ставку налога на добавленную стоимость 5% (в два раза меньше стандартной), квоту на иностранных работников, которую инвесторы распределяли бы самостоятельно, получение преимущественного права на предоставление энергетических мощностей и подключение к инженерным сетям и коммуникациям теми инвесторами, которых правительство республики внесло в специальный реестр, право использовать предоставленную ему абхазскими властями землю в качестве залога под банковский кредит. Минимальный порог для таких инвестиционных проектов составлял бы 2 млрд руб.
Тридцатого октября это соглашение подписали в Москве вице-премьер Абхазии, министр экономики Кристина Озган и глава российского Минэкономразвития Максим Решетников.
Парламент Абхазии должен был рассматривать вопрос о ратификации соглашения 15 ноября, но оппозиция организовала акции протеста, переросшие в беспорядки и приведшие к отставке президента Аслана Бжания. При этом участники протестов заявляли, что их недовольство направлено не против России, а против политики главы республики.
Теперь досрочные выборы главы республики пройдут 15 февраля 2025-го года, но изменят ли они что-либо?
Оппозиция (пока еще оппозиция) настаивает на своем, вчерашнее голосование проходило в условиях беспрецедентного давления. В момент голосования около здания парламента собрались сторонники оппозиции, требовавшие от депутатов не принимать документ.
Произошедшее более, чем предсказуемо. Для этого нужно было президента свергать?
— Всем очевидно, что парламент проголосовал под давлением, — говорит главный редактор ИА «Кавказский рубеж» Алексей Албу.
— Если бы не было свержения президента, если мы можем представить, смоделировать, чем бы окончилась прошлая парламентская сессия, если бы на неё не пришли радикалы и не стали штурмовать парламент — то мы бы увидели, что решение было бы принято положительное, Соглашение о защите инвесторов было бы ратифицировано.
На фото: люди у парламента Абхазии в то время как депутаты парламента Абхазии проголосовали против ратификации межправительственного российско-абхазского соглашения об осуществлении российскими юридическими лицами инвестиционных проектов на территории республики. (Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС)
То есть без силового давления на Парламент не было бы вчерашнего отказа в ратификации.
«СП»: Как себя поведет Москва? Закроет глаза, как это было раньше, или предпримет решительные шаги?
— Москва будет действовать в рамках озвученной ранее формулы «соблюдения баланса обязательств». Ведь дружба должна быть обоюдной, не так ли? «В одну калитку» больше не получится. Если Абхазия не выполняет взятые на себя обязательства, то и Россия пересмотрит взятые на себя.
«СП»: Чем Москва может давить? Прекратит переток электроэнергии? Полностью прекратит финансирование? Пойдет она на такие меры, и чем это чревато для населения республики?
— Вы ставите вопрос некорректно. Никто ни на кого никакого давления оказывать не намерен. Россия признаёт суверенитет Абхазии и воспринимает эту страну как равноправного партнёра, с которым нужно выстраивать равноправные деловые отношения.
Если руководство Абхазии отвергает наши предложения, связанные с реализацией совместных бизнеспроектов, если идёт по пути сворачивания двустороннего сотрудничества, так тому и быть. Это их суверенное право.
Да, это будет иметь негативные последствия, но не потому, что «Москва решила надавить», а потому что существующие механизмы наполнения местного бюджета не могут справиться с этой функцией. Обществу Абхазии нужно больше денег, чем та сумма, которой они могут обеспечить себя самостоятельно. В Абхазии совокупно товаров и услуг производят и реализуют намного меньше, чем требуемый обществу объем денежной массы.
Кстати, очень важно, что многие жители Абхазии это понимают. Местный телеграм-канал «Сухумская кофейня» провёл интересную аналогию: «Любой человек может решить, например, тратить в месяц в два раза больше своего дохода. И какое-то время это даже будет работать, если у него есть сбережения. Но итог такого «продуманного» решения понятен.
Отказ от ратификации инвестсоглашения — это точно такое же «мудрое» решение, только на уровне целого государства" - пишут авторы местного телеграм-канала.
То есть, не имея возможности наполнять бюджет, местное общество столкнется с огромными экономическими и, как следствие, социально-бытовыми проблемами. Пенсии, зарплаты, социальные выплаты выплачивать станет крайне проблематично, возможны задержки. Индексации проводиться вряд ли будут. Падение потребительского спроса приведет к тому, что упадет и без того низкое производство товаров. Увеличится безработица. Уменьшится поступление налогов. Простыми словами, произойдет катастрофа. Но, естественно, это будет не завтра, и не моментально, но именно за такой сценарий государственного развития проголосовал вчера абхазский парламент.
Что же касается электроэнергии, у нашей стороны тоже есть полное право не давать её бесплатно, а продавать. Почему нет?
«СП»: Вразумит ли все это местные элиты? Заставят переголосовать так, как надо? Или те согласны голодать, но на своем насмерть стоять?
— Местные элиты вразумит лишь собственный народ, который пока ещё не почувствовал негативных последствий от разрыва отношений с Россией.
«СП»: Пройдут президентские выборы. Что-нибудь изменится? Какой должна быть стратегическая линия поведения РФ в дальнейшем, чтобы местные в тонусе были?
— Повторюсь, Абхазия — суверенное государство и никто никого «держать в тонусе» не собирается. Также, как и содержать за свой счёт.
Вполне естественно, что сегодняшняя оппозиция будет обвинять в ухудшении жизни в республике всех, но не себя. Однако, в случае победы на выборах эти политики, так же, как и свергнутые, столкнутся с задачей наполнения бюджета. И у Абхазии нет иных путей, кроме развития бизнеса путем привлечения инвестиций. Выходит замкнутый круг. Получится ли его разорвать — станет понятно после 15 февраля, когда народ Абхазии скажет своё решающее слово, либо за экономическое сотрудничество с Россией, либо против него.
— Произошедшее, конечно, указывает на необходимость более тонко выстраивать взаимоотношения с общественностью Абхазии, но и меры принуждения забывать не стоит, — уверен доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Уже сейчас введены высокие цены на электричество и приостановлена выплата бюджетникам. Главное для того, чтобы ситуацию можно было сдвинуть с мертвой точки, — провести кампанию по объяснению абхазам, что перемены в их интересах.
Нельзя только получать и ничего не отдавать взамен. Все они только выиграют, если в республику придут деньги: это даст возможность заработка, а собственникам жилья — позволит многократно увеличить капитал.
Технологии мягкой силы и способы переубеждения, конечно, всегда оставались не самыми сильными методами в арсенале российской политики, но рано или поздно внедрять их следует.
Особенно, в условиях подконтрольности республики, которая полностью зависима от России. Только жесткими мерами ситуацию не исправить, а в условиях близости грузинских событий ситуация может только ухудшиться.
Комментарии