Ситуация настолько обострилась между Россией и Западом, что они перевернули все невыгодные для них страницы истории

На модерации Отложенный


Как отметил российский МИД, Германия оставляет без ответа многолетние требования распространить гуманитарные выплаты, осуществляемые в адрес евреев, на жителей Ленинграда всех национальностей, которые пережили блокаду. Напомню, в октябре 2022 года суд Санкт-Петербурга признал блокаду Ленинграда преступлением против человечности, военным преступлением, геноцидом советского народа. В самой Германии официально блокаду Ленинграда характеризуют как ужасное военное преступление, что они несут историческую ответственность, но про геноцид ни слова. Про репарации говорят, что все эти вопросы в 1950-х годах закрыли.

Сергей Михеев: Сначала пару слов про Приднестровье. Этот беспилотник протестировал ПВО Приднестровья. Этого ПВО нет или оно не срабатывает. Поэтому это и угроза, и предупреждение, и проверка.

Это сигнал с той стороны?

Сергей Михеев: Приднестровью пытаются продемонстрировать, что «в случае чего мы с вами справимся. Вот вам птичка - вы ее даже не заметили, а в результате понесли потери». К сожалению, это тревожная новость.

Германия никаких вопросов в 1950-х годах не закрывала: там была ситуация, при которой она была разделена на два государства: ГДР и ФРГ. Советский Союз по этой причине вел странную политику в отношении репараций с Германией и геноцида советского народа, потому что часть немецкого народа встала на путь социализма. Наличие ГДР, союзницы Советского Союза, сглаживало многие моменты по послевоенным требованиям, по репарациям, по признанию своей вины и пр. Практически все страны Восточной Европы, которые вошли в советский блок, участвовали в агрессии против Советского Союза: ГДР, Чехословакия, Венгрия, Румыния. Но так как они стали социалистическими, то Советский Союз их всех простил, и многие вопросы замяли, сделали вид, что их нет.

Я к тому, что окончательного решения по этому поводу никогда не было. А после распада Советского Союза эти вопросы не поднимались, потому что «у нас всех демократия - мы все против коммунизма и социализма, все идем в счастливое демократическое рыночное будущее». Сейчас ситуация изменилась, и мы начали заниматься этим вопросом. Лучше поздно, чем никогда. То, что преступления нацистской Германии и ее союзников против советского народа можно охарактеризовать как геноцид, это однозначно. Понятно, что в нынешней политической ситуации добиться от Германии чего бы то ни было в этом направлении будет сложно. То, что мы эти вопросы поднимаем, -это правильно, хотя запоздало. То, что мы говорим по этому поводу, пишем, требуем- тоже правильно. То, что мы напоминаем немцам об этом и заставляем их об этом говорить, тоже будет иметь определенную пользу. Но ждать от них чего-то серьезного не стоит.

Но факт геноцида зафиксирован документально, и Россия может все документы использовать на международных площадках, при международном арбитраже. У Германии выход должен быть – плохой или не очень плохой. Признавая геноцид, еще раз подчеркнуть, что они были агрессорами и остаются агрессорами, ведя сейчас гибридную войну против России.

Отказываясь признавать геноцид, они могут выглядеть еще хуже, чем сейчас.

Сергей Михеев: Хуже уже некуда, учитывая, что в сегодняшней Германии руководят социал-демократы. Вроде бы левая партия не должна иметь симпатий к нацистскому прошлому германского государства, но по факту имеет и с точки зрения амбиций на Востоке, и с точки зрения до боли напоминающего план «Ост» действия в отношении Украины.

Они эту страницу истории перевернули и забыли про нее.

Сергей Михеев: Потому что: 1. им это выгодно; 2. эту страницу перевернули и забыли мы после 1991 года, а сейчас вспомнили. Поэтому со стороны немцев тоже можно задать вопрос: «А почему вы на Нюрнбергском процессе эти вопросы не поставили? Почему вы тогда не добились этих решений? Почему не добивались решений после 1991 года?» Вопросы для нас неприятные, но вполне уместные. Сейчас ситуация настолько обострилась между Россией и Западом, что они перевернули все невыгодные для них страницы истории и при нынешних властях обратно открывать их не собираются. На повестке дня только одно: «Россия плохая, поэтому всё, что против и вредит России, - это хорошо; а всё, что помогает России, – это плохо». Другой вопрос, что такая ситуация будет способствовать реабилитации нацизма и нацистского прошлого в Германии.

Отказываясь из сиюминутных конъюнктурных соображений от очевидных фактов, от признания геноцидом блокады Ленинграда, немецкие власти дают подачу реваншистским настроениям, связанным с реабилитацией неонацизма и нацистского прошлого в Германии. С одной стороны, это тревожный факт, но с другой стороны, для самой Германии он тоже опасный. Многое с тех пор поменялось, но если они сейчас жестко отказывают в этом России, то они подыгрывают реанимации, оправданию преступлений нацистской Германии в годы Второй мировой войны.

На днях в Риге прошел парад участников войск СС Латышского легиона. По соцсетям расходится видео одного из выживших нацистов, который себя называет подданным Гитлера, этого не скрывает, гордится. В Латвии такие настроения.

Сергей Михеев: Не достреляли мы тогда этих людей. На Украине одна из проблем с распространением неонацистских, бандеровских настроений была связана с политикой Хрущева, который многих из них по амнистии выпускал и расселял по всей территории Украины. То, что Запад давно встал на позицию: «что выгодно, то и хорошо», доказывает Прибалтика. Мы возмущаемся поддержкой неонацистов на Украине, поднимаем вопросы о блокаде Ленинграда, о геноциде, но с 1991 года, даже еще раньше, Запад взял курс на поддержку в Прибалтике бывших эсэсовцев, нацистов и их последователей! И это произошло еще тогда, когда в Москве были Ельцин, Гайдар, Чубайс, «демократическая Россия» процветала. Это не мешало ни Европе, ни Америке делать вид, что они не замечают явной реанимации неонацизма и реабилитации нацистских преступников в Латвии, Литве и Эстонии. Это тогда уже началось, а сейчас стало проявляться в острых формах.

Сергей Михеев