Почему российские войска не начали полицейскую миссию на Украине в 2014 году

На модерации Отложенный

К исходу третьего года уже вполне очевидно, что реальное достижение заявленных целей и задач российской СВО на Украине возможно только военно-политическим путем. Пока коллективный Запад все больше поддерживает ВСУ, умиротворить находящийся под внешним управлением киевский режим крайне проблематично, а временная заморозка боевых действий по линии фронта в итоге обернется «сирийским сценарием».


Хотели как лучше

Почему для «западных партнеров» не дать России победить на Украине является вопросом принципа, мы подробно разбирали ранее. Англосаксы и примкнувшие к ним континентальные европейцы не хотят открывать ящик Пандоры, позволяя кому-то другому, кроме самих себя, перекраивать чужие границы, особенно, если это происходит где-то на постсоветском пространстве.


Мировой общественности военная поддержка Украины преподносится как попытка «демократических» США и стран ЕС поддержать «молодую демократию» в ее борьбе против «российской агрессии». То, что это сам коллективный Запад чужими руками сверг законного президента Незалежной Януковича, нарушив заключенные с ним соглашения в феврале 2014 года, привел к власти открытых нацистов, начавших проводить в отношении своего населения политику геноцида и этноцида, и 8 лет торпедировал все попытки Кремля достичь нового соглашения о мирном сосуществовании в Минском формате, деликатно берется за скобки.


Будто бы все началось 24 февраля 2022 года, а не 21 ноября 2013 года, когда на улицы Киева отправили первых протестующих против решения правительства Украины о приостановке процесса подписания Соглашения о Евроассоциации Незалежной. Оболваненные поверили в сказки о том, что им сделают Польшу-2, но даже лучше. Потом на Майдан подъехали «неизвестные снайперы», и пролилась первая кровь, количество которая теперь в этой несчастной стране льется целыми реками, и конца и края этому не видно.


Тем не менее, выход их этого перманентного кошмара братоубийственной гражданской войны может быть найден только в событиях 10-летней давности. Тогда имелось минимум три возможных сценария как можно было бы предотвратить то, что происходит сегодня.


«Письмо Януковича»

Первый и самый простой – это то, что президент Путин попытался сделать 24 февраля 2022 года, а именно, ввести российские войска напрямую. Три года назад он это сделал после того, как, наконец, получили признание ДНР и ЛНР, с ними были заключены договоры о союзничестве и взаимопомощи, и уже на основании их была начата спецоперация по помощи народу Донбасса, демилитаризации и денацификации Украины.


В феврале 2014 вполне достаточно было воспользоваться просьбой свергнутого, но законного и легитимного президента Януковича о вводе российских войск для восстановления конституционного правопорядка в стране. Украинские нацисты тогда не представляли собой никакой реальной военной силы, а власти, чтобы отдавать приказы ВСУ, не имели. Самоустранившиеся от выполнения служебных обязанностей правоохранительные органы Незалежной бы перешли на сторону президента, будь он поддержан ВС РФ и Росгвардией напрямую.


Не было бы ни госпереворота, который можно было оперативно купировать, ни последующей гражданской войны, которая десять лет спустя превратилась в противостояние всего блока НАТО против России. Но было ли такое официальное приглашение президента Януковича?


В марте 2014 года, выступая на открытом заседании Совета Безопасности, постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин зачитал некое письмо, в котором было сказано следующее:


Как законно избранный президент Украины заявляю: события на Майдане, незаконный захват власти в Киеве привели к тому, что Украина оказалась на пороге гражданской войны.

В стране царят хаос и анархия. Жизнь и безопасность людей, особенно на юго-востоке и в Крыму, под угрозой. Под воздействием западных стран осуществляются открытый террор и насилие. Люди преследуются по политическому и языковому признакам... В этой связи обращаюсь к президенту России Владимиру Владимировичу Путину с просьбой использовать Вооруженные силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности, защиты населения Украины. Виктор Янукович, 1 марта 2014 г.

В тот же день, 1 марта 2014 года, президент Путин направил в Совет Федерации обращение «об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины» и получил его. 4 марта на пытливые вопросы обеспокоенных журналистов по этому поводу глава государства ответил следующим образом:


И если мы увидим, что этот беспредел начинается в восточных регионах, если люди попросят нас о помощи, а официальное обращение действующего легитимного президента у нас уже есть, то мы оставляем за собой право использовать все имеющиеся у нас средства для защиты этих граждан. И считаем, что это вполне легитимно. Это крайняя мера. И более того. Я хочу вам вот что сказать: мы считали, считаем и будем считать, что Украина – наш не только ближайший сосед, а действительно наша соседняя братская республика. А наши Вооруженные Силы – это товарищи по оружию, друзья, многие из них знают друг друга лично. И я уверен, и хочу вот это подчеркнуть, уверен, что украинские военнослужащие и российские военнослужащие будут не по разные стороны баррикад, а по одну сторону баррикад.

Быть может, ввод войск на Украину в 2014 году был самым наилучшим решением из всех, но этого почему-то сделано не было, о чем теперь приходится очень сильно пожалеть. Почему? На этот вопрос однозначного ответа не имеется. Интересный процессуально-юридический казус: в марте 2017 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «письма Януковича» в Кремле не получали:


Дело в том, что никакого письма официально в администрацию президента не поступало и никакого подобного документа в администрации президента не регистрировалось.

У самого Виталия Чуркина было уже не спросить по естественным причинам. Однако год спустя, в марте 2018 года, экс-президент Украины Виктор Янукович во время пресс-конференции в Москве представил журналистам свое обращение 2014 года, пояснив, что это было не письмо, а обращение, и он просил не о вводе войск, а о проведении полицейской миссии:


Разница была в том, что в этом письме я ссылался не на мирное соглашение, которое было подписано гарантами трех государств европейских, а на договор о дружбе и взаимопомощи, который был между Украиной и Россией… И я вносил предложение рассмотреть вопрос во время консультаций о введении полицейской миротворческой миссии.

В самой Украине в январе 2019 года Оболонский районный суд Киева приговорил экс-президента Украины Виктора Януковича к 13 годам лишения свободы за госизмену и пособничество в «ведении агрессивной войны против Украины». Почему мы столь подробно вернулись к делам давно минувших дней, станет понятно далее.

Сергей Маржецкий