Паркетные гонщики.
На модерации
Отложенный
Паркетные гонщики.
(Из "Велогоны и велогонки").
Дело было в пятницу весной 1971 года. Мы тренировались с утра на треке. Стадион был пуст. Большая часть занятий на "Динамо" начиналась примерно с одиннадцати часов. Сначала приходили футболисты и легкоатлеты, а к вечеру на трек выезжали велосипедисты.Условия для занятий были не ахти. Маленькая деревянная душевая спортсменами почти не использовалась из-за сырости и гнилостного запаха. Да и горячей воды там практически не было, поскольку она поступала из большого железного бака над маленькой деревянной же котельной. Летом там печь не топили, предоставляя солнцу возможность нагревать бак. К вечеру в ясную погоду вода становилась теплой. А в дождь на стадионе никто не тренировался.
"Трудовые резервы" арендовали трек с 8.00 до 11.00. Он был в полном нашем распоряжении и мы спокойно делали на нем всё, что считал нужным наш тренер Валера Косыгин. Сам он по специализации был конькобежец, а летом занимался велосипедом.
У конькобежцев и велосипедистов работают сходные мышцы. Единственное отличие - первые жёстко держат таз и низ живота, чтобы сохранять посадку при езде, а вторые, наоборот, расслабляют таз и живот для улучшения вентиляции лёгких.
Зимой в Иркутске особо не погоняешь. Поэтому в это время года мы бегали на коньках. Как результат - к началу велосипедного сезона мы были в прекрасной форме. Оставалось только километраж подтянуть (восстановить специальные навыки езды на велосипеде) и в бой. Для массовых разрядов вплоть до первого этого вполне хватало. Поэтому среди юношей на треке весной мы доминировали.
Правда не все считали нас настоящими велосипедистами. Гонщики, специализирующиеся на шоссе, нас обзывали "паркетными гонщиками". Шоссейники "Трудовых резервов" тренировались отдельно от нас, хотя иногда и снисходили до совместного участия в гонках.
Вот и сейчас, раз появился на треке Борис Катков, тренер шоссейников, значит, скорее всего, предложит погоняться. Так и вышло.
Боря рассказал, что в Усолье-Сибирском в воскресенье будет проводиться первенство области по командным велогонкам среди юношей. Катков повезет туда две команды по четыре человека. Разрешается взять ещё двух запасных. Заезд в субботу на электричке. Ночёвка в Усолье. Утром выезд на велосипедах к месту старта и гонка. Вечером в Иркутск на электричке. Проезд и кормёжка в завтрак обеспечивается организаторами. Ужин и обед каждый обеспечивает сам.
- Ну что, паркетники, кто не боится? - засмеялся Боря. - Завтра в 14 часов идёт электричка на Усолье.
Мы с Бартелем решили поехать.
***
На вокзале в Иркутске на усольскую электричку пытались влезть человек пятьдесят молодых парней с велосипедами. Не только все тамбуры, но и часть посадочных мест были забиты гоночным железом. Люди стояли в проходах. Простые пассажиры возмущались, но конфликтовать со спортсменами не решались. Было шумно, тесно и душно. В Ангарске через час в электричку втиснулось ещё человек тридцать.
До Усолья-Сибирского ехали ещё час, в течение которого я уже несколько раз пожалел, что поехал.
На месте все двинулись в сторону ремесленного училища. Перед входом было объявлено, что все гонщики будут размещаться в спортивном зале, где установлены раскладушки. Завтрак будет приготовлен в столовой по соседству. Выезд к месту начала в 9.00 уже в готовности к гонке. Старт будет в десяти километрах по новой трассе в 10.00. Порядок старта команд будет объявлен на месте.
Вся толпа в сотню человек с велосипедами и сумками кинулась в спортзал занимать места. Двери были раскрыты настежь, но всё равно давка длилась минут пятнадцать. Оказалось, что Боря Катков занял для своих и нас с Вовкой угол зала. Кое-как добрались, составили велосипеды и плюхнулись на раскладушки. Отдышавшись пошли занимать очередь в туалет. Когда мы с Вовкой перекусили бутербродами и спокойно огляделись уже стало темнеть. Среди катковцев оказался наш знакомый и мой однофамилец Валера Васильев. Он учился в параллельном классе. Я в 9"б", а он в 9"а" девятой средней школы города Иркутска. Заниматься велоспортом Валера начал на треке у Василькиной, но не попал в число избранных-лучших, получивших шоссейные велосипеды. Поэтому он бросил трек и записался в велосекцию "трудовиков" шоссейников.
Потом пришел Борис Катков. Он разместился на ночь вместе с другими тренерами в гостинице. Боря сказал, что нужно следить за велосипедами и вещами, поскольку их могут украсть. Сказал, что столовая начнет работать с 7.00. Поэтому нужно проснуться и поесть пораньше, чтобы к гонке быть в полной готовности. Гонка была рассчитана на 40 километров. Именно такой участок новой трассы был готов. В воскресенье работы не проводились и можно было спокойно погоняться по новому асфальту, как действительно по паркету. До поворота 20 км и обратно 20. Потом Боря ушел, а мы залегли спать.
***
Утром я изменил пульс - 43 у/м, сходил умылся, разбудил Вовку, и мы пошли в столовую. Там уже была давка. Давали пюре с котлетами, свекольный салат, хлеб и компот. Вполне прилично.
После завтрака мы переоделись в гоночную форму, собрали сумки и стали ждать дальнейших команд.
В 9.00 приехали судейская машина, скорая и милицейская машина с мигалкой.
Ждали главного судью ещё минут пятнадцать. Наконец тронулись большой колонной, постепенно разгоняясь. Ехать до места старта нужно было километров десять. Не обошлось без падений. Прямо передо мной плюхнулись на асфальт какой-то здоровяк, но благодаря высокой скорости я его перепрыгнул.
Когда прибыли, нас собрал Катков и сообщил порядок стартов команд. Запускали через 3 минуты команду. Всего было 25 команд. Так что, по расчетам, когда первые будут финишировать, последние ещё не стартуют. Просили быть внимательными, так как выяснилось, что на трассе будет участок метров в тридцать длиной со щебенкой. У одного из катковцев ночью начались рези в животе. Его увезли в больницу. Поэтому мне придется участвовать в гонке. В команде к старту допускалось четверо. Чтобы получить зачёт, должны были финишировать минимум трое. Время бралось по последнему.
В нашей команде оказался и Валерка. Было пасмурно. Дул сильный холодный боковой ветер.
Старт первым дали в 10.00, а мы стартовали после двенадцати одними из последних.
***
Дорога была в прекрасном состоянии. Она пролегла как стрела. Практически без подъемов и поворотов. Сначала ветер был сильный попутно - боковой. Ребята держались хорошо, но тем не менее километров через пятнадцать нас обогнала команда из семи человек, в которой ехал и Боря Катков. Гнали члены сборной области, приехавшие размяться. Я попытался тянуть за ними, но тут выяснилось, что остальные наши ребята не могут на такой скорости даже на колесе у меня усидеть. Они как-то резко завяли и мне пришлось делать большие тройные смены, чтобы они могли отдышаться. Смены сначала делали метров по двести, а потом мои выросли до 600, а их до ста. А тут ещё добрались до щебёнки. Проехали её потихоньку, но у одного нашего всё-таки обнаружился прокол. Дальше катили в втроем. После разворота стало значительно хуже. Холодный ветер справа заставил напрячься всерьез, но до щебёнки мы добрались более менее спокойно. А потом ещё один парень у нас "сдох". Я сказал ему не выходить на смены совсем, а свои ещё увеличил. Валерка держался. Новые проблемы возникли километров за восемь до финиша.
Здесь следует пояснить. При боковом ветре команда едет уступом, а смена производится за счёт снижения скорости первого. Ведущий гонщик разрезает ветер, а остальные, прячась за него, отдыхают до смены. При ветре встречном, прямо в лицо, смена делается влево, в сторону от бровки дороги. Иногда лидирующий локтями показывает ведомым, что нужно меняться и в какую сторону.
Так вот. Валерка при сильном боковом ветре решил дать смену влево. Бес попутал, видимо, от усталости. Эксцентрик его заднего колеса воткнулся мне в спицы и сломал одну из них. Как я ещё умудрился не грохнуться?! Не знаю. Пришлось остановится, замотать спицу и ослабить тормоз на переднем колесе. Восьмерка была страшная, однако ехать было можно. Но...
Как говорится, беда не приходит одна. Остановка, как ни странно, окончательно добила нашего третьего участника. Оказалось, что его зовут Федя. Ему свело ноги и он больше не мог крутить педали.
- Федя, сказал я ему. - Мы пропёрли почти 35 километров. Осталось всего пять. Поэтому забирайся на седло и терпи, чтобы твои мучения не пропали даром. Валера, тебе теперь отдуваться за мое колесо одному сколько сил хватит. А я буду толкать Федю.
Так и поехали. Валерка вел наше трио большую часть времени. Я подхватил Федю под седло и толкал перед собой. Когда Валерка выдыхался, то пристраивался передохнуть за нами, а потом опять тянул впереди. Валерка тянул, я толкал, а колесо вихляло. Так и финишировали.
Потом выяснилось, что мы привезли лучшей Бориной четверке целых две минуты. Вот так. На пьедестал не попали, но характер проявили.
Боря не преминул попенять своим любимцам за безволие и лень. Мол из-за лени они нам проиграли. Потом, с сомнением посмотрев на меня, Валерку и Федю, добавил:
- И кому проиграли-то!
***
Когда гонка закончилась, мы с Вовкой решили ехать домой на велосипедах, чтобы не мучиться опять в электричке. До Иркутска было примерно 100 километров. Мы рассчитывали: если ехать не в прогулочном темпе, добраться можно за три часа. Если ждать три часа электричку, а потом ещё терпеть два часа, то времени ушло бы больше. Вовка практически весь день дурака валял и был полон сил. А я, вкрутив новую спицу, был злой как черт. Вот и нужно было эту злость куда-то излить. Тут и солнышко выглянуло. И ветер дул попутный. Природа звала на дорогу. Вот и покатили. С нами решил ехать и Боря Катков. Он тоже был при велосипеде.
Мы ехали парой с Вовкой и делились впечатлениями. Боря ехал у нас на колесе. Как-то постепенно мы стали добавлять и разогнались до приличной скорости. Я болтал как ни в чем не бывало целый час, но Вовка стал потихоньку сдавать. Все-таки он был спринтер и долго тянуть на большой скорости ему было тяжеловато. Я уже решил было чуть сбросить, но тут сзади раздался голос Бори:
- Ребята, давайте по медленнее. Не могу усидеть за вами.
Мы сбросили скорость и дальше периодически сочувственно поглядывали на Борю. Мол, как ты?
Через три часа въехали в Иркутск.
***
Вроде ничего не произошло, но с этого времени Боря стал моим фанатом.
Вот такие мы, "паркетные гонщики".
Комментарии