Совет Сталина как подавить мятеж

На модерации Отложенный

Вот по своей жене и стреляйте из пушек - сказал Сталин и повесил трубку. Любопытнейшие воспоминания сотрудника госбезопасности о подавлении восстания в Азербайджане. От мальчика семи лет, который очень хотел выучить французский. Которого едва не расстреляли бандиты мусаватисты за отца-большевика.

История восстания в Нухе - крайне туманная, сегодня западные правозащитники выставляют её чуть ли не как освободительную борьбу против русских большевиков. В реальной истории было гораздо сложнее.

Речь про мемуары сотрудника Министерства госбезопасности Али-Гусейн Алиева. Сам азербайджанец, он в начале пятидесятых занимался работой с французскими товарищами. Прекрасно знал язык и не раз выступал переводчиком на конфиденциальных встречах Сталина с французскими коммунистами.

Про события в Нухинском районе знал не понаслышке. Когда ему было семь лет городок захватили бандиты одной банд «повстанцев».

Пришедшие через пару дней на помощь красноармейцы буквально спасли ребёнку жизнь. Потому что всех сочувствующих Советской власти бандиты без затей расстреливали вместе с семьями. К вопросу про народный характер восстания.

Либералы любят рассказывать, что в 1930 году в Нухинском районе Азербайджана простой народ восстал против коллективизации, борьбы с религией и вообще Советских властей. Район немаленький, больше шестидесяти тысяч жителей. В руках у восставших внезапно оказались не только винтовки, но откуда-то пушки и броневики. Хороши крестьяне!

Время подобрано тоже не просто так. Подгадали к десятилетию Советского Азербайджана. Документов в открытом доступе нет, но готов биться об заклад – ушки турецких спецслужб, их деньги и оружие из этого «народного восстания» выглядывают неслабо.

Что требовали восставшие тоже до конца неясно. Кто-то пишет, что требовали Советы без Советской власти, кто-то пишет про отделение Азербайджана от Союза, кто-то на первое место ставит религию.

Сохранилось письмо одного из лидеров антисоветского мятежа муллы Абдурахмана Советскому руководству района. Либеральный историк, естественно, ласково называет коммунистов «карателями»:

«Поводом событий послужило само государство: оно первым начало преследовать религию, начало борьбу с Богом. В газетах велась кампания против религии Магомета. Тех, кто верит, называли фанатиками».

Что творили эти мирные божьи люди, захватив деревни, – тема отдельная.

Зато прекрасно известно, что мятех активно разжигали подпольльные антисоветские партии: «Мусават», «Иттихад» и «Халг Азадчилар Фиргяси». Все три ратовали за независимый от Союза Азербайджан.

Разумеется, такая «независимость» означала только одно. Явное или неявное подчинение Турции. А то и воссоединение с иранским Азербайджаном.

Алиев вспоминал, что бунтовщики захватили несколько сёл и принялись расстреливать коммунистов и даже просто беспартийных активистов Советской власти. Небольшая группа большевиков засела на почте и три дня отбивала атаки бандитов.

Был среди них и будущий заместитель министра азербайджанской госбезопасности Кулиев. Именно его рассказ об участии в этом деле Сталина повторяет Алиев.

Первый секретарь партии республики Багиров пытался замести мятеж по коврик, в Москву ничего не сообщалось. Надеялись справиться своими силами.

Судя по всему, Багиров сильно недооценивал серьёзность происходящего. В районе уже шли настоящие бои против бандитов.

На второй день бардака Багирову позвонил Сталин. Вождь был спокоен, расспрашивал об обычных вещах. Как развивается сельское хозяйство? Выполняют ли распоряжение вождя обеспечить сирот учебниками для школы, зимними полушубками и горячим питанием бесплатно?

Алиев на этом месте ставит множество восклицательных знаков. Это 1930-й год! Страна едва-едва оправилась от Гражданской.

Уже в конце разговора Сталин, как бы вскользь, неожиданно поинтересовался:

«Товарищ Багиров, насколько серьезно положение в Нухе? Не нужна ли помощь?»

Багиров стал говорить, что ничего страшного не происходит. Несколько смутьянов поддались влиянию турецких агентов да и только. Да что взять с неграмотных крестьян!

Сталин всё это выслушал и посоветовал Багирову лично съездить в Нуху. Посмотрите своими глазами на нескольких смутьянов.

Багиров собрал изрядный отряд милиции и поехал на место. У местечка Кишлак по отряду открыли огонь. Чудом не зацепили самого первого секретаря.

Тут же встретили бежавших из города начальников. Те подробно описали, что чудом спаслись от расстрела бандитами. Никакими местными силами вышибить бандитов из города было невозможно.

Багиров вспылил, признаться в собственном бессилии, просить помощи у Москвы – как на такое решиться! В гневе он приказывает расставить на склонах горы гаубицы и без пощады расстрелять городские кварталы. Сами справимся с бунтовщиками!

Человеком Багиров был все-таки неглупым и осторожным. В последний момент решился всё же позвонить Сталину и доложить о своём решении.

Сталин выслушал эмоциональную речь первого секретаря, что город надо наказать, да так, чтобы другим неповадно было. И вдруг завёл разговор совсем о другом.

Вождь спросил какая сейчас погода в Баку, началась ли уже жара, не тяжело ли при такой погоде женщинам и детям. И вдруг спросил, возьмёт ли Багиров в Нуху кого-нибудь из своей семьи.

Багиров крайне удивился вопросу и ответил, что никого брать не планирует. Это же военная операция, а не прогулка на пикник.

Сталин негромко «по-дружески» продолжил. Спорить с принятым азербайджанскими товарищами решением или принижать их авторитет не стал:

«Я согласен с Вашими предложениями, виновных наказывать надо. Но мы, увлекшись важными государственными делами, судьбами чужих семей, часто обращаем мало внимания на свои семьи. Я знаю, что Нуха известна своими целебным климатом, чистым воздухом, природными источниками.
Советую немедленно привезти туда всех членов Вашей семьи и, чтобы не обвиняли Вас в эгоизме, семьи командиров, поддерживающих Ваше намерение. Разместите их в центре города и затем можете обстреливать его из всех имеющихся орудий».

Ответа Багирова Сталин ждать не стал и повесил трубку. После такой отповеди стрелять по мирному городу азербайджанский начальник, конечно же, не решился.

А уже на следующий день подошли красноармейцы, бандитов выбили и в город вернулась мирная жизнь. Десятки тысяч жителей были спасены, в том числе и мальчик семи лет, который очень хотел учить французский.