Секрет взрывного роста цен на сливочное масло оказался прост: закончились сухое молоко и дешевые корма
На модерации
Отложенный
На фоне резкого роста цен на сливочное масло министерство сельского хозяйства России приняло ряд мер с целью стабилизировать стоимость на продукцию на внутреннем рынке. Одним из них стало решение наладить импорт из Турции – оттуда продукт пошел в конце октября, он прибывает тоннами. При этом ранее масло к нам уже привозили из Ирана иИндии.По данным Росстата, с начала 2024 года и по 28 октября сливочное масло подорожало на 25,7%. И это, возможно, еще не предел. В «Руспродсобюзе» ситуацию объяснили увеличением стоимости производства. Так, по словам заместителя председателя ассоциации Дмитрия Леонова, одной из первопричин резкого скачка цен стал рост затрат на закупку сырого молока. В свою очередь это ведет к повышению наценки со стороны торговых сетей примерно на 70%.
И вот тут возникает вопрос: а как так вышло, что у нас в стране неожиданно возник дефицит именно этого сырья? «Точка» попыталась разобраться в проблеме и установить, собственно, кто виноват и что с этим делать. Подробнее — в нашем материале.
Досталось всем
Прежде всего стоит понимать, что общая тенденция к повышению стоимости продукции не обошла стороной и самодостаточные предприятия. То есть те, кто мало зависит от импорта составляющих для производства молочной продукции.
Например, крупнейший в Ленинградской области сельхозпроизводитель, племенной завод «Приневское». Предприятие обладает 4000 гектарами угодий, где живут две с половиной тысячи животных, включая коров и коз. Более того, есть свой молокозавод. Казалось бы, наличие своей цепочки производства должно было оградить компанию от невзгод.
Однако, как рассказал корреспонденту «Точки» начальник цеха по переработке молока «Приневского» Владимир Гельбер, необходимость поднять цену на продукцию не обошла их стороной.
«Я не могу сказать за других. Мы наше масло как делали в небольших количествах, так и делаем. Сколько у нас есть сливок, столько и вырабатываем. Но при общей тенденции нам пришлось тоже поднять цену на 10-15%, чтобы хотя бы хоть как-то перекрыть себестоимость. Мы долго держали цену очень низкой и, в принципе, работали в убыток», — поделился специалист.
Еще раз, пока мы говорим об одном из крупнейших производителей, чью продукцию покупают тысячи петербуржцев и не только. Теперь поговорим про то, как дела обстоят у более мелких коллег «Приневского».
Меньше фальсификата — больше дефицит
С 1 сентября 2024 года с целью контроля свойства и безопасности продуктов из молока в России введена система трассировки молочной продукции. Другими словами, теперь отслеживается весь путь молочки — от фермы до магазинных полок. В эту же систему входит и маркировка, которая должна защитить потребителя от контрафакта. Задумка отличная, результат, как мы видим, — не порадовал. Но почему так получилось?
Как объяснил «Точке» председатель Совета Ассоциации «Союз фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга» Александр Москвин, многие производители для изготовления своей продукции долгие годы использовали сухое обезжиренное молоко (СОМ). Склады были просто забиты данным сырьем. При этом, по словам собеседника редакции, Таможенная служба не дает точный ответ об источниках таких больших запасов, — был ли это импорт или местные источники.
В любом случае, дело дошло до того, что заводы в принципе стали отказываться от работы с цельным молоком. После многочисленных обращений петербургского «Союза фермеров», Госдума таки ввела ограничения на ввоз в страну СОМа.
«Не знаю, с этим связано или нет, но как бы запасы сухого молока сократились на складах переработчиков, и цена на молоко в течение года ни только не росла, но и падала, местами до 25 рублей. Многие хозяйства оказались в сложной экономической ситуации, и им пришлось уйти с рынка. Закрытия многих молочных предприятий привело и к тому, что у нас теперь сокращается количество крупного рогатого скота. В год, грубо говоря, на 2,5-4%», — объяснил спикер.
Он также рассказал, что заменить цельное молоко сухим можно по другим товарным группам, но провернуть такой фокус с молочным жиром для изготовления масла никак не получится.
«А маркировка повлияла тем, что для мелких и средних предприятий это стало дополнительной финансовой и технической нагрузкой. То есть им сложно было это сделать. В силу чего многие хозяйства отказались участвовать в этой истории с маркировкой и закрылись», — объяснилэксперт.
Вопрос экономики
Кроме того, добавляет Москвин, одним из основных факторов сложившейся ситуации стал рост цен на кормовую составляющую для молочных компаний.
«Сейчас очень дорожает зерно. Два года цена на него была стабильная и ограничивалась только вывозными пошлинами, но где-то с 2021 года себестоимость зерна выросла кратно, подскочив примерно на 20%. То есть, хозяйства даже при таком росте все равно не могут выйти в плюс, и производство молока стало, в общем-то, таким довольно убыточным предприятием. В целом, ситуация в молочной отрасли остается очень тяжелой и печальной», — отметил спикер.
Свою лепту внесло и новое законодательство. Речь идет о вводе министерством сельского хозяйства новых правил субсидирования. Теперь фермерским хозяйствам для получения поддержки от государства необходимо подтверждать свои затраты. Данное условие, по словам спикера, оказалось невыполнимо для мелких и средних предприятий.
«Это стало дополнительным негативным фактором закрытия многих производств. Я больше скажу, у нас в Ленинградской области за три года количество фермерских хозяйств сократилось в 3 раза, примерно с 600 до 200 и даже меньше. Это просто катастрофа», — посетовал глава Совета Ассоциации фермеров.
По мнению Москвина, у российского руководства есть два способа решения проблемы. Один из них — ограничить цену на полках магазинов, то есть увеличить иностранный импорт. Этой дорогой, собственно, и пошел Минсельхоз. Однако в долгосрочной перспективе — это путь в никуда, считает эксперт. Такой подход не увеличит количество молочных производств. Другой, более верный способ, — увеличение выше упомянутого субсидирования и облегчение условий его получения для мелких и средних предприятий.
Так чем же все-таки поможет импорт из Турции?
Логично, что любой дефицит ведет к росту цен, напомнил в беседе с «Точкой» экономист Александр Разуваев. По его мнению, сегодняшняя ситуация с резким подорожанием сливочного масла похожа на ту, что была недавно с яйцами. Тогда нам тоже помогали турки.
«Насколько я понимаю, их доля на рынке будет не очень большая, но так или иначе, к сожалению, мы под санкциями, и иногда на региональных рынках возникает дефицит товаров, что ведет к росту цен. Сегодня инфляция — это важнейшая проблема и поставки из Турции помогут сбить цену на из-за того, что на рынке появится конкурент. Уровень жизни в Турции примерно такой же, как у нас, соответственно, и по ценнику их масло будет для нас приемлемо. А всеобщая диспропорция у нас возникает из-за санкций», — поделился своим мнением эксперт.
Резюмируя, можно добавить, что в целом импорт из-за границы ситуацию с молочной отраслью не сильно спасет. Он лишь может выполнить роль некоего сдерживающего фактора.
«Сейчас наши власти работают, знаете, в таком вот режиме пожарной бригады, а экономика находится под давлением. Много денег уходит на оборонку. Но, как я много раз говорил ранее, все эти проблемы станут решаемы после СВО, когда на Западе одумаются, и санкционное напряжение начнет спадать», — заключил экономист.
Ранее «Точка» писала о том, как Кремль потребовал от чиновников в течение двух недель решить проблему роста цен в стране.
Подготовил Ренат Таневский
ИА «ТОЧКА»
Комментарии