«Франшизафрения»: кинематографисты рассуждают о современных героях российских сериалов

На модерации Отложенный Фото: архивы пресс-служб Мария Байдек

В рамках дискуссии «Франшизафрения»: новые медиа = новые деньги?!» на фестивале «Новый сезон» менеджеры ведущих российских платформ рассуждали, что будущее развлекательного сегмента — за развитием франшиз: супергеройских, богатырских, детских и других. Кинокритик Юлия Шампорова специально для Time Out поговорила с гостями фестиваля о новых героях отечественного кино.

Антон Маслов, режиссер сериала «Последний богатырь. Наследие», Start

Думаю, что новый герой сегодня — как ни странно, подросток. Как показывает практика последних лет, и в «Вампирах средней полосы», и в «Трудных подростках», и в «Детях перемен» создатели подходят к зрителю через истории юных, потому что все мы ими были или есть. Таким образом, к проектам сразу подтягивается молодежная аудитория, которая всегда является катализатором просмотров. Они уже готовы к просмотру контента в онлайн-кинотеатрах. 

Подросток еще хорош для сериала как герой, потому что ему все интересно: он только познает мир, хочет, к примеру, побыть в вампирской семье, и душа у него нараспашку. Подростки стремятся к любви, поэтому чаще переживают сложные изменения в отношениях. Вспомните «Слово пацана» или «На автомате».

Часто в российском кино и сериалах герой — парень, хотя я в последние десять лет снимаю истории, где один из главных героев — женщина. Так было и в советском кино — «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Королева бензоколонки». 

Мои «ИП Пирогова» и «Поехавшая» — сугубо женские проекты. Да и сейчас две мои главные героини — девчонки в «Последнем богатыре». При этом важно, чтобы интересно было не только женщине, но и мужчины не скучали и попытались понять проблемы противоположного пола. 

Мне кажется, самый крутой контент — история, которая дарит надежду, ощущение, что все еще можно исправить. Как ни странно, большинство продюсеров говорит, что не хочет снимать драму, но почти все представленные на фестивале проекты — драмы. Но ведь без шуток и юмора мы никуда!

Прекрасна так же и сказка, если мы говорим о «Последнем богатыре. Наследие». Очень хороший пример: на «Новом сезоне» наш проект единственный, попавший в категорию 6+, в то время как остальные вышли с возрастным рейтингом 18+, то есть девяносто процентов сериалов — это обилие смертей, насилия и грубости. Я вовсе не говорю, что его нет в жизни, что нужно все закупорить, обрезать. Все, что рассказывают здесь и сейчас — в большинстве случаев правда, но такой ли контент нам нужен?

Более того, сегодня есть четкий запрос на справедливость: современный герой должен за нее бороться. А должен ли он обладать чувством юмора? Абсолютно. Уже ушел герой Шварценеггера, который не шутил, прошло его время. Это я рассказываю не просто так: я на личном примере знаю, что самый короткий путь к сердцу мужчины или женщины — шутка. Как только мы чувствуем, что юмор работает, сразу же влюбляемся в героев, быстрее к ним подключаемся. 

Святослав Рогожан, актер сериала «Подростки в космосе», Wink

Судя по проектам, которые выходят в последние несколько лет, у публики есть спрос на парней, выбравшихся из низов и меняющих мир за счет инфантильности и простоты. Это персонажи, которых зритель легко узнает по своему личному опыту. 

Думаю, в российских сериалах будут востребованы персонажи, приносящие свет и надежду. Подобные образы актуальны, потому что нам хочется верить, что вот он — тот самый герой, который изменит правила игры и поможет людям обрести новый уровень свободы в нынешнее непростое время, независимо от истории, времени, жанра и прочих условностей. 

Эти герои созданы так, чтобы люди в них влюблялись. Зачастую это красивые, смелые, самоотверженные персонажи. Но здорово, когда в проектах показывают их обратную сторону, слабости. Ведь самое ценное в кино — это многогранность героя, когда мы видим его с разных сторон. Когда показывают не плоскую двухмерную картинку, а человека, который рефлексирует, боится, имеет слабости и преодолевает преграды на пути своей геройской миссии.

Например, сериал «Пацаны» — пародия на супергеройское кино. Создатели тонко высмеяли мир комиксов. В нем показывается, что на самом деле супергерои, в которых верит общество, могут быть обычными людьми с пороками и недостатками. Каждый в «Пацанах» тащит за собой целый локомотив проблем и страхов. И это круто.

Что касается женских персонажей, то в современном кино мало героинь-девушек. Я заметил, что многие проекты с девушками в главных ролях слегка инфантильны. С другой стороны, есть отдельный пласт проектов-блокбастеров, где в центре сюжета крутая девчонка, которая крошит всех направо и налево. Но их мало. И чаще всего они тоже однобокие.

По сериалу «Аутсорс», который победил на «Новом сезоне», четко понятно, что главным героем может быть не только человек в кадре, а некий дух, который возникает благодаря работе создателей, атмосфере, задумке: когда смотришь и понимаешь, что персонаж в центре — это дух эпохи. Когда мы гипнотически распяты этим духом в зале кинотеатра по воле создателей — вот это незабываемо. 

Александр Цой, режиссер сериала «Жвачка», Premier

Мой герой — тот, который верит в свет. Даже если он циничный, если он согрешил 300-500 раз, — мне интересен тот, что пытается упорядочить окружающий хаос. Я надеюсь, что в какой-то момент я угадаю, и он выстрелит в моем проекте. 

В сериале «Жвачка» есть такая героиня, Галя. Она свято верит в то, что встреченный парень — ее настоящая любовь. Она искренне любит, пытается найти и наказать виновных, и ее искренность доходит до глупости. Я думаю, что зрителю нужен тот, кто сохраняет человеческие качества, кто пытается объяснить ему простые истины.

Нужны как герои, так и героини. Если вы посмотрите мой дипломный фильм «Лучшее… от первого лица», вы поймете, как я отношусь к женским персонажам. Мне, честно говоря, образ женщины всегда непонятен, как и любому мужчине. Мне интересны женские персонажи и всегда хочется их восхвалять — вот и все. Где-то местами ругать, но, по большому счету, преклоняться. 

Мужчинам кажется, что мы знаем многое о женщинах, но это не так. Чтобы разработать образ моей героини в сериале, мы были в постоянном и плотном диалоге с актрисой Дашей Балабановой, старались договориться, понять, укладывается ли это в ее и мое понимание персонажа.

Артем Кошман, актер сериала «Дети перемен», Start, Wink

Сегодня у нас на самом деле не хватает историй про женщин. Может быть, мы как мужчины больше бы понимали про них. Я глубоко потрясен всеми ролями Марго Робби. У нее был фильм «Тоня против всех» — сильная история про героиню, спортивная драма. Мне очень нравится фильм про Молли Блум «Большая игра». Пересматривал его шесть раз. Тоже история про сильную девушку, которая делает то, что хочет.

Пожалуй, мы живем в такое время, когда очень много контента и очень много информации, и такого не было раньше. Я бы хотел показать героя, который сквозь все равнодушие людей и окружающего мира добивается правды, историю про человека с ценностями. Я бы хотел просто показать, что ценили раньше и как раньше жили, общались. Герой-мечтатель, пожалуй. Нужно не быть волшебным дураком в розовых очках с юношеским максимализмом, как я, а просто по-человечески чувствовать. Чувства опережают мысль.

Кирилл Русин, актер сериала «Дети перемен», Start, Wink

Судя по тому, что я уже видел на «Новом сезоне», новый герой — скорее, бунтарь-романтик. Вроде это и человек, который готов постоять за себя, и человек, который анализирует свои поступки, и в то же время иногда наивно, мечтательно относится к тому, что вокруг происходит, и будто бы находится в конфликте с происходящим вокруг.

Во всех работах, которые я видел, это были в основном герои, хотя у нас немало проектов с героинями (даже очень много), и по девчонкам я могу сказать, что это «доказывающие женщины», если можно так выразиться: доказывающие свою силу, борющиеся за справедливость. Сейчас, в принципе, время такое: оно диктует нам защиту своих границ, и мне кажется, у нас и мужчины, и девушки — все про одно говорят, здесь нет особой разницы. Ущемление, наверное, тоже имеется, в силу пола, и у девушек как будто все в эту сторону уходит: право на существование, право на силу, на слово.

Такие герои важны в любое время и они периодически появляются в кинематографе, в книгах, в музыке, потому что именно они позволяют чуть-чуть отвлечься от происходящего и попробовать проанализировать, подумать, в ту ли сторону мы идем, правильно ли то, что сейчас с нами происходит, можно ли решить это иначе или нельзя. То есть, помимо того, что они герои, они еще и передвижники такие, машины, которые идут вперед. Но у этих машин, кроме силы, есть чувства, о которых тоже нельзя забывать: они периодически выходят вперед и остужают ее, ведь, может быть, не только в силе есть правда.

Думаю, сейчас будет больше про уход в сказочный мир, потому что это отвлекает от происходящего, наполняет светом душу и чем-то таким, что ты не сможешь пережить в реальной жизни, — это успокаивает и это важно. Хочется, чтобы такие истории не использовались с точки зрения манипуляции, а, скорее, были альтернативным взглядом на нашу реальность, в более светлом ее варианте.