Выборы в США 2024: Страх НАТО перед дежавю

На модерации Отложенный

Четыре года назад нервы многих дипломатов и военных были на пределе. Годы Трампа подходили к концу, наконец-то подошли к концу, таково было настроение в штаб-квартире НАТО.

По иронии судьбы, во главе крупнейшего и самого важного для всех союзников члена НАТО стоял человек, который был известен своей непредсказуемостью.

Когда Джо Байден победил на президентских выборах в 2020 году, по штаб-квартире НАТО пронесся вздох облегчения. 

Трамп «никогда не воспринимал европейцев как союзников»

«Он никогда не воспринимал европейцев как союзников, — подытожил Жан-Клод Юнкер в октябре 2020 года, — а как темные фигуры, которые не желали Америке ничего хорошего». Будучи президентом Еврокомиссии, Юнкер был одним из немногих политиков, которые все еще сравнительно хорошо ладили с тем, кто заключал сделки.

Тем не менее, в интервью студии ARD в Брюсселе он подвел разрушительный итог лет правления Трампа. «Он постоянно говорил себе, даже на встречах, что Европейский Союз — это изобретение, призванное уменьшить американское влияние в мире».

Все началось плохо - с ругани на церемонии открытия новой штаб-квартиры на востоке Брюсселя в 2017 году. «За последние восемь лет Соединенные Штаты потратили на оборону больше, чем все остальные страны НАТО вместе взятые», — сказал Трамп собравшимся главам государств и правительств. Это несправедливо по отношению к американским налогоплательщикам. «23 из 28 государств-членов не платят столько, сколько им пришлось бы платить за оборону!»

Похвала Рютте в адрес Трампа

«Благодаря Дональду Трампу мы увеличили наши расходы на оборону», — недавно заявил Марк Рютте, вступив в должность нового генерального секретаря НАТО. Это были не единственные слова похвалы, которые голландец нашел в адрес Трампа, к изумлению некоторых в зале. Его критическое отношение к Китаю также было принято многими.

Кому на самом деле было адресовано это удивительное послание? Вопрос обсуждается, и один из ответов: возможно, напрямую Дональду Трампу. Он идет ноздря в ноздрю с Камалой Харрис, поэтому нельзя исключать, что кошмар начнется сначала. На этот раз, по крайней мере, они не хотят быть застигнутыми врасплох, как это было в первый раз, а хотят быть готовыми.

Вот почему в течение нескольких недель в дебатах о политике безопасности циркулировало вызывающее слово «Трамп безопасен».

Альянс должен позиционировать себя таким образом, чтобы второй срок Трампа не вверг его в экзистенциальный кризис.

Трамп убедился, что это вполне возможно с помощью невнятно звучащих, но, вероятно, серьезных заявлений в начале избирательной кампании весной. Он, Трамп, будет помогать только тем странам, которые «платят по счетам» в случае нападения. Если они этого не сделают, он предоставит Владимиру Путину свободу действий.

Проблема подготовки к крайнему случаю

«Идея о том, что НАТО можно сделать «защищенной от Трампа», — это иллюзия», — объясняет Марко Оверхаус, эксперт по США в Немецком институте международных отношений и безопасности. Очень сложно подготовиться к крайнему варианту – что Трамп выведет США из НАТО или выведет американские войска из Европы в большом количестве.

«Трансатлантические отношения, особенно в области оборонной политики, структурно совершенно плохо сбалансированы, — сказал Оверхаус. — 75 процентов бремени для США и 25 процентов бремени для европейцев не являются сбалансированными.

Надежда на еще один дедлайн

С точки зрения НАТО, было бы большой удачей, если бы у президента Камалы Харрис было еще четыре года, чтобы устранить дисбаланс.

В военном отношении это, вероятно, повлечет за собой приобретение ключевых возможностей, в которых европейцы особенно зависят от американцев. В противовоздушной и противоракетной обороне, например, в том числе в системах раннего предупреждения.

Но и принципиально в той структуре управления, которая необходима для командования операциями крупных воинских частей. И это уже не говоря о важности ядерного оружия США, размещенного в Европе.

Это также может быть сложно в политическом плане

Политолог Оверхаус видит необходимость в том, чтобы Европа наверстала упущенное не только в военных вопросах. «Что мы на самом деле будем делать, когда администрация Трампа-2 политически останется вне НАТО?» — спрашивает он. Если бы США стали проводить нечто вроде «политики пустого стула», которую когда-то практиковал Шарль де Голль, то Европе пришлось бы найти на нее ответ на ранней стадии и переосмыслить прежние традиции коллективного принятия решений.

В конкретном плане это означало бы подготовку к тому, что Америка будет использовать свой вес в качестве великой державы против воли европейцев. Или же Оверхаус считает реалистичным, что Вашингтон начнет «стравливать союзников по НАТО друг с другом».