Из романа "Ночь в Лиссабоне", Эрих Мария Ремарк
На модерации
Отложенный
"Чуть поодаль, у небольшой церкви, стояла плотная толпа человек в двести или триста. Почти все были в фашистской партийной форме.
Слышался громкий голос, но оратора не было. Наконец, на небольшом постаменте я увидел черный громкоговоритель.
Резко освещенный прожекторами, холодный, бездушный автомат стоял перед толпой и орал о праве на завоевание всех немецких земель, о великой Германии, о мщении, о том, что мир на земле может быть сохранен только в том случае, если остальные страны выполнят требования Германии и что именно это и есть справедливость...
На лицах у всех слушателей застыло одинаковое, идиотски-просветленное выражение.
Они верили всему, что орал автомат.
Это походило на странный массовый гипноз.
И они аплодировали автомату, словно то был человек, хотя он не видел, не слышал их.
Мне показалось, что пустая, мрачная одержимость — это знамение нашего времени.
Люди в истерии и страхе следуют любым призывам, независимо от того, кто и с какой стороны начинает их выкрикивать, лишь бы только при этом крикун обещал человеческой массе принять на себя тяжелое бремя мысли и ответственности.
Масса боится и не хочет этого бремени. Но можно поручиться, что ей не избежать ни того, ни другого."
Эрих Мария Ремарк
Из романа "Ночь в Лиссабоне"
Комментарии