Мысли вслух. Мышление и логика

На модерации Отложенный

В большинстве случаев эти два понятия служат почти синонимом: мыслить логично – значит мыслить правильно. Что мышление, основанное на законах формальной и математической логики – это самый прямой путь к познанию истины. Сознательно или нет, упуская тот важный и непреложный факт, что в истории науки к открытию новых знаний никогда не приходили логическим путем, путем правильных умозаключений из уже известных знаний о вселенной, обществе и мышлении. 

     Парадокс как раз в том и состоит, что мышление предшествует логике. К пониманию того, логично, а что не логично мы, как это ни странно, мы приходим путем во многом нелогичного мышления, мышлении, нарушающего все ранее установленные законы логики. Мышление в своей основе такой же алогично, как и окружающая нас действительность. К тому, что что-то логично мы приходим постфактум, после того, как нарушая все общеизвестные законы логики, мы приходим к открытию новых знаний о мире. Логика – это, в каком-то смысле, установление новых «флажков» для мышления, расширяющих его границы в понимании окружающего нас мира. То есть, в отличие от логики, которая подразумевает под собой порядок и четкую последовательность определенных, одних и тех же действий, мышление – это блуждание в потемках, в надежде найти выход к свету.

Этот свет и есть истина, путь к которой неведом, и в качестве компаса законы формальной логики для него бессильны. Логика работает только с уже известными знаниями, и является своего рода инструкцией с последовательностью шагов по использованию в практических целях известными знаниями о мире. Другими словами, логика необходима для того, чтобы придать какой-то смысл существующему знанию о мире, обосновать логическую необходимость их существования. Именно в этом состоит истинное значение и задача логики – работать с уже известным знанием, а не открывать новые. Никто из ученых не делал никогда научный прорыв в области физики, опираясь на формальную или математическую логику. Как математическая, так и формальная логики полезны только тогда, когда не понятно каким образом – то ли путем интуиции, то ли вдруг возникшему озарению – уже удалось сделать научное открытие, и требуется упорядочить достигнутый результат в логически законченную форму.