Доллар по 100. Минусы легких денег. Мигранты и демография

На модерации Отложенный

Минэк прогнозирует 100 рублей за доллар. Проект бюджета будет стимулировать семьи. Как будут индексировать пенсии. Нужны ли экономике России мигранты. Проблема демографии: есть разные идеи. России предложили выращивать кофе.

Ян Арт,
главный редактор Finversia


1.

Редкий случай: власти говорят то, что до недавнего времени было делом исключительно обывателей и армагедонщиков: курс рубля снизится до 100 за доллар. Правда, не сегодня и даже не завтра, а в 2026 году. Об этом заявлено в обнародованном на днях прогнозе министерства экономического развития России. Прогноз минэка представлен Госдуме вместе с проектом федерального бюджета на 2025 год и ближайшие три года.

Эксперты минэка демонстрируют полную предсказуемость валютных курсов – видимо, точно знают на три года вперед все решения российского Центробанка, Федеральной резервной системы США и Европейского центробанка. Поэтому цифры прогноза предельно конкретны: в конце 2025 года доллар будет стоить 98,7 рублей, евро – 109,6 рубля, в конце 2026 года доллар будет стоить 101 рубль, евро – 112,3 рубля, в конце 2027 года доллар будет стоить 105 рублей, евро – 117,2 рубля. Эта точность – до копеек – приводит в восторг.

2.

Что касается проекта бюджета, то сейчас начинается его обсуждение в парламенте, отдельных ведомствах и в кругах независимых экономистов. Сейчас бюджет России устойчив, заявил в понедельник министр финансов России Антон Силуанов.

Из новаций, которые предлагается внести в бюджет будущего года: в проект бюджета заложено свыше 130 млрд рублей на «помощь гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации». Это порядка 1100 рублей в среднем на каждого россиянина. 80 млрд. рублей направлено на развитие системы ухода за пожилыми и инвалидами. Свыше 4 трлн. рублей в течение трех лет – на социальные пособия в связи с рождением и воспитанием детей. 1,7 трлн. рублей – на выплату материнского капитала. 37,5 млрд. рублей – на поддержку региональных демографических программ стимулирования роста рождаемости.

Кроме того, в бюджет заложены расходы на индексацию пенсий работающим пенсионерам, которую минувшей весной предложил возобновить президент России Владимир Путин.

По проекту бюджета видно, что вопрос о налоговых льготах для «Газпрома» решился: налоги с «Газпрома» будут сокращены, потому что ему надо встать на ноги после рекордного убытка. Зато предлагается с 15% до 20% увеличить налог на компании, которые покупают государственные облигации – ОФЗ. Иными словами – повысить налоги на тех, кто дает в долг государству. Какая-то логика в этом есть, если задуматься…

Кроме облигаций федерального займа из-за высокой ключевой ставки Центробанка все более доходными становятся банковские вклады. Российские банки в очередной раз повысили проценты по вкладам, например, Совкомбанк предлагает депозиты даже под 22% ВТБ и Газпромбанк – под 21%. А теперь и Сбербанк дает возможность открывать вклады под 20% годовых.

3.

И еще немного о параметрах будущего бюджета. В одном из недавних выпусков «1001 секунды об экономике» я рассказывал о замечательной информации, появившейся в Газета.ру, – «Депутат напомнил про двукратное повышение пенсий в следующем году». На самом деле речь шла, конечно же, не о повышении пенсий вдвое, а о двух индексациях: первая была запланирована на 1 февраля и должна была быть равной уровню официальной инфляции, а вторая – на 1 апреля и касалась только страховой части пенсии. Об этом газете сообщил депутат Госдумы Никита Чаплин.

Но теперь не то что о «двукратном», но и о двух подходах к индексации пенсий можно забыть: «Коммерсант» сообщает, что «пенсии в 2025 году проиндексируют один раз».

До недавнего времени планировалось проиндексировать пенсии два раза: с 1 февраля – на 4,5%, а с 1 апреля – на 2,2%. Теперь предлагается индексировать сразу с 1 января, но один раз и сразу на 7,3%. Правительство объяснило это (цитирую) «высоким инфляционным трендом, который опередил уровень прогнозной инфляции».

Как это понимать – зависит от степени вашего интеллекта. Например, так: реальная инфляция выше прогнозной, поэтому не стоит затягивать и надо побыстрее компенсировать эту инфляцию пенсионерам. Хорошее объяснение, доброе. Но возникает – почти как всегда – опять два вопроса.

Прогноз по инфляции, например, в апреле был 5,1%. Сейчас уровень официальной инфляции оценивается примерно в 9%. Центробанк говорит, что есть риск ее ускорения.

Так почему же в индексацию пенсий заложено 7,3%? А не 9%? Или вообще – почему не подождать хотя бы до ноября, посмотреть реальную инфляцию на тот момент и ИМЕННО ЕЕ заложить в индексацию пенсий?

И второй вопрос – традиционный. Почему с начала НОВОГО года пенсионеры начнут получать компенсацию за рост цен в СТАРОМ году? Они что, могут сесть на машину времени с новой пенсией и купить те продукты, которые подорожали в минувшем году? Не логичнее ли им компенсировать не только случившуюся инфляцию, но и ту, которая прогнозируется на БУДУЩИЙ год?

Тогда получается, что, помимо нынешних 9% инфляции, с 1 января было бы логично индексировать пенсию еще как минимум на 5-5,5%, которые власти прогнозируют по инфляции на будущий год. В этом случае получается, что логично индексировать пенсии не на 7,3%, а на 9% + 5,5%, то есть на 14-15%. И это если верить официальной инфляции..

Но это лишь фантазии, понятно, что будущую инфляцию МОЖНО заносить в проекты бюджета, но ее НЕЛЬЗЯ считать для индексации пенсий.

4.

Вернемся к демографии, которой уделено заметное место в проекте будущего бюджета. В прошлом выпуске «1001 секунды об экономике» мы вспомнили перипетии вокруг темы мигрантов. По данным Росстата, с 2015 года не менее 3,5 млн. мигрантов стали постоянными жителями России. Росстат прогнозирует, что в ближайшие пять лет их количество увеличится еще на 5 млн. человек.

Некоторые эксперты и чиновники пытаются остановить антимигрантскую тему, говоря, что, мол, без мигрантов экономика России встанет, поскольку испытывает острый дефицит рабочей силы. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН отмечает, что с 2030 года число трудоспособных граждан в стране начнет снижаться. Однако в институте вовсе не считают, что единственный выход – завоз мигрантов. По мнению ученых, сокращение рабочей силы будет сопровождаться автоматизацией и ростом производительности труда. «Это парадоксально, но получается, что более динамично развивающаяся экономика, возможно, потребует меньшего количества работников», – заявил директор института Александр Широв.

Вот только во власти и около власти, несмотря на модные лозунги по части автоматизации и производительности, ищут решения через завоз мигрантов. Звучат предложения, вызывающие, мягко говоря, неоднозначную реакцию россиян. Все помнят, как ровно год назад бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил открыть массовый завоз мигрантов из Камбоджи и Мьянмы. Позже начались эксперименты с привлечением трудовых мигрантов из Африки, в частности – из Кении. Наконец, после участия представителей правящего в Афганистане движения «Талибан» (организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) в Петербургском международном экономическом конгрессе возникла идея приезда на работу в Россию гастарбайтеров из Афганистана, в частности – в Чечню, Татарстан и, возможно, Дагестан.

Сейчас «талибы» высказали желание принять участие в саммите стран БРИКС, который откроется 22 октября в Казани. Министерства юстиции и иностранных дел России предлагают исключить талибов из списка террористических организаций, чтобы иметь возможность расширить сотрудничество с властями Афганистана.

Ранее Россия называла условиями такого признания соблюдение Кабулом базовых прав человека, в том числе – женщин, которым в Афганистане запрещено открывать лицо, учиться в вузах и школах, посещать парки, рестораны, фитнесс-клубы и т.д. Но сейчас, когда в России тоже звучат идеи, что девушкам надо рожать, а не учиться и карьеры делать, мы стали как-то ближе…

Итак, с мигрантами тема остается открыта. А без участия кенийцев, талибов и славных уроженцев Камбоджи и прочей Мьянмы можно как-то решать проблему демографии в России? Или единственный способ спасти Россию от вымирания – это убить российскую идентичность? Об этом в конце прошлого года говорил патриарх Кирилл. Впрочем, вопрос риторический…

5.

Тем не менее, для решения демографической проблемы в России все же предлагают и другие вариант, кроме как завозить мигрантов. После бурного обсуждения речей на тему «Давайте рожать, а не учиться» пошли более конкретные идеи. Как видим, проект бюджета предусматривает увеличение стимулов для молодых семей.

Одновременно со стимулами идет речь и о запретах. В Госдуму внесен законопроект о запрете пропаганды идеологии чайлдфри в России. Предполагается, что за пропаганду отказа от рождения детей физических лиц будут штрафовать на сумму от 50 до 100 тысяч рублей, а юридических лиц – от 2 до 5 млн. рублей. Предполагается запретить пропаганду чайлдфри в фильмах, спектаклях, видеоиграх, рекламе.

Правда, не очень ясно, что будут считать пропагандой идеологии чайлдфри. Например, мисс Марпл у Агаты Кристи – это оно или нет? Или вот «Три мушкетера» – из продолжения становится ясно, что сын есть только у Атоса, а три его сотоварища выглядят в этом плане сомнительно. Или в советские времена примером для пионера служил Ленин – очень бездетный товарищ.

Так что вопрос, что считать пропагандой, а что нет, – остается не слишком внятным. Зато размер штрафа – более чем внятный…

Есть и другие рецепты решения демографической проблемы.

Директор Центрального экономико-математического института РАН академик Альберт Бахтизин недавно предложил массовое переселение россиян из городов в деревни, поскольку квартиры в городах, как правило, не слишком большие и не стимулируют рождение детей. Бахтизин привел примеры стран, где государство платит за переезд из города в сельскую местность. Правда, признал он, (цитирую) «эти меры не очень срабатывают, потому что ехать в деревню мало кто хочет». Поэтому, напоминает академик, «в деревнях должны появиться работа с хорошей зарплатой, клубы, больницы, центры акушерства, чтобы россияне захотели туда переехать», «это все требует огромных вложений и воли государства, без этого привлечь людей рожать и развивать территории не получится».

В Курчатовском институте предлагают создавать биоэкопоселения, в которых попытаются «соединить преимущество города по качеству жизни с преимуществами деревни по близости к природе и встраивании в природу». Депутат Госдумы Сергей Колунов высказал идею переселять желающих в заброшенные деревни и за счет бюджета отстраивать их и создавать современную инфраструктуру.

Но все эти предложения требуют гигантских и системных вложений государства. Самым «экономным» вариантом выглядит идея известного российского бизнесмена Константина Малофеева. Он считает, что для повышения деторождения достаточно «отказаться от либеральной идеологии». Малофеев упомянул, что в школах вводится такой предмет как «семьеведение». В общем, как в старом фильме: «Хорошая жена, хороший дом – что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!».

6.

Еще одну интересную идею высказала депутат Госдумы Татьяна Буцкая. Она предлагает обязать работодателей (цитирую) «отслеживать коэффициент рождаемости сотрудников».

Буквальная цитата: «Каждый работодатель на своем рабочем месте должен посмотреть: а какой у вас коэффициент рождаемости? В вашем коллективе? У вас есть плюс один ребенок в этом году от каждого, кто может родить ребенка, или нет? Именно так мы должны ставить этот вопрос».

В общем, любопытное расширение полномочий начальства в коллективах. Но опять же техническая проблема: а как начальник должен проверять, может ли его сотрудник родить ребенка или нет? Вывешивать на доске почета фотографии сотрудников, сношающихся без средств контрацепции? В нарушение врачебной тайны требовать справки? Или – методом тыка?

Кстати, о методах тыка и интересном в Госдуме. Правительственное агентство РИА на этой неделе опубликовало сообщение о том, что движение «Ветераны России» призвало спикера Думы Вячеслава Володина отправить депутата от КПРФ Дениса Парфенова на специальную военную операцию.

Оказывается, в Интернете появились (цитирую) «сообщения об использовании депутатом рабочего кабинета для личных встреч» (конец цитаты). «Всего-то?» – удивились мягкосердечные россияне, но дальше официальное агентство достаточно целомудренно уточнило: «ряд Telegram-каналов распространил кадры, на которых изображен похожий на Парфенова человек в момент интимной встречи, как утверждалось, в рабочем кабинете». Своей щепетильностью формулировка делает честь лучшим образцам мировой классики. А вдруг – это был первый случай, когда прямо на рабочем месте «отслеживают коэффициент» рождаемости?

7.

В общем, по части демографии и деторождения – пока больше проблем, чем решений. И только один человек высказался оптимистично: председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в России есть предпосылки для «демографической весны». «Убеждена, что и в вопросах рождаемости мы тоже способны переломить ситуацию и сделать все, чтобы у нас началась демографическая весна», – сказала спикер Сената. Чуть ранее, кстати, она предложила давать дорогу молодежи, поскольку, по ее мнению, в стране «есть запрос на обновление элиты». И такие мысли явно нашли отклик у российских политиков: в сентябре 75-летнюю Валентину Матвиенко в четвертый раз избрали на пост председателя Совета Федерации.

8.

Коль скоро сегодня получился бенефис идей женщин-политиков, то стоит упомянуть еще об одной. Сенатор Людмила Талабаева предложила идею, как превозмочь подорожание кофе на 20-30% из-за роста мировых цен на кофейные зерна.

Предложение есть смысл процитировать буквально: «Сейчас идут такие сложные процессы во всем мире, и наша страна успешно строит свою экономику в них, продовольственную политику, поэтому можно подумать и над тем, чтобы выращивать кофе на территории нашей страны» (конец цитаты).

Судя по всему, Людмила Заумовна предлагает новую мичуринскую революцию в ботанике, поскольку кофейные деревья произрастают в экваториальных и субэкваториальных областях и, как правило, предпочитают высоту более чем 2 тысячи метров над уровнем моря. В европейской части России средняя высота над уровнем моря не превышает 200 метров и даже на Урале – 600 метров.

Впрочем, есть и другое решение: если кофе не идет к России, то Россия идет за кофе. Возможно, сенатор имела в виду идею расширить территорию страны куда-нибудь поближе к экватору. Такой проект, кстати, наряду с проектами Желтороссии и присоединения Царьграда, существовал во времена Александра II, но от него отказались за несбыточностью.

В любом случае, стоит отдать должное всем смелым и оригинальным идеям женщин-политиков.